Биология

Урок 20.05.2020

Тема: Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.
№1 - №10 выбрать один правильный ответ.
1.Автотрофы это:
а) организмы, требующие для своего роста и развития готовые органические соединения
б) все верно
в) организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических
2.В чём отличие растений от животных?
а) расти      б) активно двигаться   в) размножаться
3. Нет ядра в клетках этих организмов
а) грибы     б) бактерии                  в) животные
4. Какую форму имеют кокки?
а) палочковидную             б) шарообразную             в) спиралевидную
5. Гриб можно отнести к
а) автотрофам                    б) гетеротрофам               в) все верно
6.Найдите ядовитый гриб
а) сморчок                           б) чага                             в) желчный гриб
7.Первыми на скалах поселяются
а) травянистые растения
б) накипные лишайники                                             в) грибы
8. Растения способны
а) расти в течении всей жизни
б) накапливать в различных органах органические вещества
в) на свету образовывать органические вещества
9. Что общего между орлом и бактерией?
а) являются паразитами                         
б) активны в поисках пищи
в) растут в течение всей жизни

10. Роль растений в окружающей среде
а) поглощают и перерабатывают вредные вещества
б) обогащают атмосферу кислородом
в) все верно
11.Выберите (три верных утверждения) растения по характеру их использования человеком.
1) технические
2) лекарственные
3) сахаристые
4) растения водных мест обитания
5) светолюбивые
12. Запишите по порядку органы гриба (начиная с мицелия).
13. Роль бактерий гниения, молочнокислых, почвенных в природе. Написать.

Урок 19.05.2020

Тема: Повторение

1.Подготовка к итоговой контрольной работе.
2. Строение и жизнедеятельность бактерий (с.52 – 54). Обратить внимание на различные виды бактерий. Приносят вред и пользу человеку.
3.  Роль бактерий в жизни человека (с.56 – 62).
4. Лишайники (с.102 -105).
5. Грибы смотреть предыдущий урок.
6.Краткое содержание главы (с.140 – 142).
7. Д/задание повторить предыдущий материал.



Урок 12.05.2020

Тема: Повторение.
1.Подготовка к итоговой контрольной работе.
1. Общая характеристика грибов.  Учебник с.66 – 86.
Часть А.  Выберете в заданиях ответ, который Вы считает наиболее правильным в тетради.
  1. Мицелий – это:
 А – грибница
 Б  – ядра в клетках
 В – органические вещества
2.  Грибы приносят человеку пользу, так как они:
А – портят продукты
Б – питаются органическими веществами
В – используются в изготовлении лекарств
 3. Грибы НЕ участвуют:
А – в образовании почвы
Б – в разрушении остатков других организмов
В – в фотосинтезе
 4. Грибы размножаются:
А – спорами
Б – семенами
В – частью корня
 Часть В.
1. Закончите предложения:
1)  Грибы бывают одноклеточные и …………………………
2)  Грибы питаются ………………. веществами.
3)  Оболочка клеток большинства грибов содержит ………………
4)  Тело грибов состоит из тонких белых нитей - ……………

2. Повторение
Грибы.
Выберите один правильный ответ.
А 1. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу:
1)  род                               3) царство
2)  отдел                           4) семейство
А 2. Основная часть гриба боровика – это:
1)   корень                         3) споры 
 2)  стебель                        4) грибница
А3. Грибы размножаются с помощью:
1)  спор                              3) семян     
2)  гамет                             4) спермиев  
А 4. Плесневый гриб пеницилл человек использует для получения:  
1)  продуктов питания
2)  красителей
3)  лекарств
4)  одежды
  А5. Верны ли следующие утверждения?
А. Грибы размножаются спорами или участками грибницы.
Б. Между корнями дерева и грибницей шляпочного гриба устанавливается взаимосвязь.
1) верно только А                    3) верны оба суждения
2) верно только Б                     4) неверны оба суждения
3.Д/з Царство грибы повторить.

Урок 06.05.2020

Тема: Контрольная работа №5 по теме: «Царство Растения».
Вариант 1 (Один или несколько ответов)
Часть А
1.Ткани не развиты, тело таллом у:
А) водорослей Б) мхов В) плаунов Г) папоротников
2.Многоклеточные зеленые водоросли:
А) хламидомонада Б) хлорелла В) ламинария Г) спирогира
3.У каких водорослей есть багрянковый крахмал:
А)у порфиры Б)у спирогиры В)у филлофоры Г)у ламинарии
4.Из каких водорослей получают агар-агар:
А) зеленых Б) красных В) бурых Г) желтых
5.Для размножения споровых растений нужно:
А) вода Б) трава В) земля Г) воздух
6.Спорогон у мхов это:
А) корни Б) стебли В) листья Г) коробочка
7) Ко мхам относится:
А) сфагнум Б) борщевик В) плаун Г) хвощ
8.Листья у хвоща:
А) крупные простые Б) крупные сложные В) мелкие чешуевидные Г) отсутствуют
9.Из споры папоротника развивается:
А) заросток Б) протонема В) цветок Г) листья
10.Самым высоким хвойным деревом является:
А) пихта Б) секвойя В) эвкалипт Г) сосна
11.В древесине сосны находятся:
А) сосуды Б) трахеи В) трубки Г) хвоя
12.К высшим растениям относят:
  1. Хвощи, плауны мхи
  2. Мхи, папоротники, водоросли
  3. Папоротники, голосеменные, покрытосеменные
13.Голосеменные – растения:
  1. Травянистые и деревья
  2. Кустарники и деревья
  3. Травы
14.Ель:
  1. Теневыносливая культура
  2. Светолюбивая культура
15.Цветок и плод развиваются:
  1. У голосеменных 
  2. У папоротника
  3. У покрытосеменных
Часть В
В1.Установите соответствие
А – споровые а) сосна б) кукушкин лен в) кедр г) береза д) плаун
В – семенные е) олений мох  ж) клевер з) маршанция
В 2.Выберите неверные утверждения, исправьте их:
А) Человек использует морскую капусту в качестве пищи;
Б) Водоросли вырабатывают в ходе фотосинтеза кислород;
В) Все водоросли имеют микроскопические размеры тела;
Г) Из отмерших частей мха образуется песок;
Д) Мхи являются одноклеточными растениями.
В 3.Озаглавьте список. Выберите один «лишний» объект:
А) Корень; Б) Хвоя; В) Цветок; Г) Стебель; Д) Листья.

natalyabersenewa45@gmail.com или в ВК https://vk.com/id591352017

Урок 05.05.2020

Тема: « Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека».

1.Вспомним что мхи, плауны, хвощи, папоротники размножаются спорами. Их относят к высшим споровым растениям. У большинства папоротников, растущих в умеренном климате, под землёй параллельно поверхности почвы расположены корневища. Самым редким и нуждающимся в охране растением является плаун. Из древних древовидных форм растений изготавливают химическое сырьё. Споры плауна используются в аптечном деле. В некоторых районах нашей страны употребляют в пищу весенние побеги хвоща.
Тест. Запишите письменно. Выберите правильный ответ.
А 1. К  какой группе растений относятся мхи?
1)хвойные
2)споровые
3)семенные
А 2. Как называется орган моховидных растений, развивающийся после оплодотворения зиготы?
1)гидатофит
2)гаметофит
3)спорофит
А 3. Что отличает папоротниковидные от моховидных?
1)наличие фотосинтезирующей ткани
2)споровое размножение
3)наличие корня и тканей (проводящей, механической, покровной).
А 4. Как называются вымирающие, обычно вечнозелёные стелющиеся по земле растения с некрупными узкими листьями?
1)хвощи
2)мхи
3)плауны
В 1. На какие два класса делятся все моховидные?
В 2. Чем различаются между собой папоротниковидные растения?
С 1. Опишите размножение и значение папоротниковидных.

natalyabersenewa45@gmail.com или в ВК https://vk.com/id591352017

Урок 28.04.2020

Тема: «Происхождение растений. Основные этапы растительного мира».

1.Продолжаем с вами изучать происхождение растений. Появились первые эукариоты. Их клетки имели настоящие ядро и митохондрии, пластиды. Эукариотическая клетка.
Появились одноклеточные водоросли. Одни из самых древних – цианобактерии (сине-зеленые водоросли) – прокариотические организмы. Существует множество групп эукариотических водорослей. Одноклеточные водоросли – родоначальники царства зеленых растений. Среди многоклеточных водорослей, наряду с плавающими, появились и донные формы (фукус, ламинария). Такой образ жизни привел к разделению растения на части: одни служат для прикрепления к субстрату, другие – для фотосинтеза. У водорослей возникло половое размножение, что привело к увеличению изменчивости и появлению новых свойств, которые иногда помогали приспосабливаться к изменчивым условиям окружающей среды.
Со временем поверхность материков и дно океана изменились. За счет колебаний земной коры на месте моря могла возникать суша.
Переход растений к наземному образу жизни был связан с существованием периодически заливавшихся водой и освобождавшихся от нее участков суши. Осушение участков происходило постепенно, и у некоторых водорослей стали появляться приспособления к наземному образу жизни. И древние многоклеточные водоросли дали начало высшим растениям.
Приспособления растений к жизни на суше:
  • Появление механической ткани                  Появление проводящей ткани
  • Появление устьиц на листьях                      Способность запасать воду
  • Размножение постепенно перестает быть связанным с водой (у голосеменных и покрытосеменных).
Домашнее задание.   1.  Опишите процесс выхода  растений на сушу.  
2.*Как вы считаете, могла ли жизнь не выйти на сушу, а остаться в водной среде? Как бы она тогда выглядела? Ответ обоснуйте. https://interneturok.ru/subject/biology

Урок 22.04.2020

Тема: «Происхождение растений. Основные этапы растительного мира».

1.Жизнь существует на нашей планете миллиарды лет. Она заполняет все её уголки: озёра, реки, горы, пустыни, и даже воздух населен живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле существовало 4,5 млрд. видов растений и животных. Но с глубокой древности лучшие умы человечества интересовали вопросы: как возникла и развивалась жизнь на нашей Земле?
  • Определить основные этапы развития растений;
  • Выявить признаки их усложнения в процессе исторического развития;
2.Нахождение ископаемых остатков – один из способов определения возраста слоев Земли, доказательство исторического развития растений и животных.
Картину исторического развития жизни от ее начала до наших дней помогает нам проследить палеонтология – наука о вымерших организмах, о смене их во времени и в пространстве. Одно из подразделений палеонтологии – палеоботаника – изучает ископаемые остатки древних растений, сохранившиеся в пластах геологических отложений.


3.Начало зарождения Земли и жизни на Земле.
Земля покрыта водой. На планете веками свирепствуют ливневые дожди, сопровождающиеся разрядами молний. И в этом “теплом разбавленном бульоне” уже встречаются первые живые организмы (коацерваты). Эту гипотезу возникновения жизни на Земле впервые высказал в 1922г советский биолог Александр Опарин. Образовавшиеся студенистые комочки организмами называть трудно, это сложные органические белковые соединения. Строение коацерватов постепенно усложнялось – так появились первые простейшие одноклеточные организмы.
Вывод. Первыми живыми организмами, появившимися на Земле, были безъядерные клетки, которые питались готовыми органическим веществами, и их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных.
4. Это были первые простейшие организмы, которым не стало хватать питательных веществ, которые были на Земле и некоторые клетки приспособились к использованию солнечного света для превращения воды и углекислого газа в органические вещества, т.е. возник процесс фотосинтеза. А в результате фотосинтеза стал накапливаться кислород. - Какой способ питания организмов появился?  Клетки, содержащие хлоропласты, являются автотрофами, т.е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света. Так появились первые растения- Другие живые существа сохранили прежний способ питания – гетеротрофный, пищей им стали служить первичные растения. Это были первые животные. 
5.В этот период строение живых существ всё более совершенствовалось. Первые одноклеточные растения сине-зеленые водоросли научились расщеплять воду. Они совершили настоящий подвиг – в атмосферу стал выделяться кислород. Состав воздуха постепенно приближался к современному, т.е. состоял из азота, кислорода, углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни. Первичные одноклеточные водоросли дали начало многоклеточным водорослям.
6.Д/задание. Учебник с. 140 вопрос 1,2,3 письменно.

Домашнее задание высылаем на эл.почту natalyabersenewa45@gmail.com или в ВК https://vk.com/id591352017

Урок 21.04.2020

Тема: «Многообразие покрытосеменных».
Представитель
Особенности строения и размножения
Среда обитания
Тюльпан
Многолетник (луковицами)
степь
берёза
Дерево, семенами
лес
ряска

водоём










1.Работаем с таблицей.
2.Чертим таблицу в тетради.
3.В таблице растения покрытосеменных.
4.Использовать п.23.с.127-132.
5Д/задание заполнить таблицу.

Урок 14.04.2020

Тема: Покрытосеменные, или Цветковые. Лабораторная работа  «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений».
1. Из чего состоит цветковое растение,  поможет лабораторная работа.
- Запишите в тетради тему сегодняшнего урока:
                       Лабораторная работа: «Строение цветкового растения»
Перед нами цветковое растение. Фиалка трёхцветная (запишите).

 -Место обитания  цветковых растений от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов  Амазонки. Они растут в воде и в пустынях, образуют леса и покрывают степи.
 -  Какие органы растения вам известны? Зарисовать рисунок.
Ответ: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.
2. Заполните таблицу.  (Напишите пропущенные слова)
Орган цветкового растения
Работа, которую он выполняет
КОРЕНЬ
1. укрепляет растение в …;
2. прочно … его;
3. поглощает из почвы … и минеральные соли.
СТЕБЕЛЬ
1. поднимает над … и выносит к свету листья;
2. двигается … с минеральными солями к листьям, цветкам.
ЛИСТ
1. образуются органические вещества.
2. выделяют …
ЦВЕТОК
ПЛОД
Орган … размножения.

 Сделайте вывод, из чего состоит растение?
Записать вывод в тетради.
3. Вывод:
Растение - живой организм.
4. Д/задание. Работу записать в тетради, на стр.127 – 129 учебника прочитать.

Урок 08.04.2020

Тема: Многообразие голосеменных
Цель урока: способствовать формированию представлений о многообразии голосеменных растений; создать условия для формирования умений составлять характеристику голосеменным растениям.
1.Сегодня мы будем знакомиться с растениями, из которых создана большая часть лесов России. Они занимают обширные пространства нашей Сибири. Кто знает, как называются сибирские леса? (тайгой). А какие деревья произрастают в тайге? Какое общее название дают этим деревьям? (Хвойные, а точнее – голосеменные).
2. Проверка д/задания .
- Есть ли среди голосеменных кустарники и травы? (Трав нет)
- Как размножаются голосеменные? (Семенами)
 - Есть ли у голосеменных цветки и плоды? (Нет)
- Почему этим растениям дано название «Голосеменные»? (Семена лежат голо на чешуйках шишек)
- Сколько видов голосеменных существует? (Более 500)
- Что такое хвоя? (Игольчатые листья голосеменных растений)
Теперь выполним следующее задание – сравним три наиболее знакомых нам хвойных растения. Таблицу оформить в тетради.
Признаки сравнения
Голосеменные растения
ель
сосна
лиственница
Отношение к почве
богата питательными веществами
Песчаные, бедны пит. веществами
нетребовательна
Отношение к свету
   теневыно-          
   слива
светолюбива
светолюбива
Форма кроны
пирамидальная
пирамидальная и раскидистая
пирамидальная
Продолжительность жизни хвоинок
5 – 7 лет
иногда 9 лет
2 – 3 года,
с весны до осени
Способ распространения семян
ветер
ветер
ветер

3.Многообразие голосеменных растений.
Известно свыше 500 видов хвойных растений. Наибольшие площади заняты сосновыми и еловыми лесами.
Наиболее распространены в нашей стране ель, пихта, сосна сибирская, лиственница европейская. Эти растения образуют обширные лесные массивы (тайгу), а также украшают улицы, парки городов. Но хвойные малоустойчивы к загрязнению воздуха.
В Северной Америке (Калифорнии) произрастает сосна долговечная – невзрачное, почти карликовое дерево, доживающее до 4844 лет. Кипарис – дерево Средиземноморья, там же растет декоративное дерево туя. К хвойным относятся разнообразные можжевельники с сочными сладковатыми шишкоягодами.  Тисы – деревья и кустарники – в нашей стране растут на юге. У них сладковатые шишкоягоды, хот сам тис (хвоя, побеги, кора) ядовит.
В южном полушарии (Новая Зеландия, Индонезия, Южная Америка, Австралия) господствуют представители араукариевых: араукарии, каури, агатисы. Это могучие деревья. Их листья часто не похожи на хвою, они еще более жесткие и колючие – настолько, что на ветви араукарий даже не садятся птицы. Это самые древние хвойные представители (появились около  240 млн лет назад).
Еще более примечательна вельвичия удивительная из пустыни Намиб в Юго-Западной Африке, где дождей не бывает по году. Растение вельвичии напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят всего два лентовидных листа, достигающих 6м в длину и 1,8 м в ширину. Они нарастают от основания всю жизнь, расщепляясь на ленты. Возраст листа может достигать 2 тыс. лет и более. На поверхности пня появляются веточки с мелкими шишками.
Древнее голосеменное растение гинкго сейчас сохранилось только в Японии, Корее, Китае и вторично размножено в парках южных стран. Семена с сочной желтой мякотью, похожие на сливы, съедобны и, несмотря на неприятный запах масляной кислоты. Высоко ценятся в восточной кухне.
4.Значение голосеменных.
Из древесины хвойных изготавливают мебель, бумагу; используют при строительстве зданий, изготовлении музыкальных инструментов, карандашей.
Живица (смола)  хвойных используется для получения канифоли, скипидара.
В хвое содержатся фитонциды, которые подавляют развитие вредных бактерий в лесу и его окрестностях.
Отдушки хвойных используют при изготовлении кремов, шампуней, мыла
5.Вывод. Хвойные растения широко распространены на территории нашей страны. Как и другие злёные растения образуют органические вещества.
6.Д/задание.§ 22 с.125 в.5 и  биологический диктант письменно.
1.     У хвойных растений листья имеют вид …
2.     У лиственницы листья живут …
3.     Летучие вещества хвойных называются …
4.     Смола хвойных называется …
5.     Семена  у голосеменных растений распространяются …

Урок 07.04.2020

Тема урока: Голосеменные растения
Тип урока: урок открытия новых знаний;
Место урока: Раздел "Царство Растения",  тема "Голосеменные растения"
Цель урока - достичь   планируемых  результатов:
Орг. Момент
  1. Мы с вами продолжаем изучать  биологию. Ребята, какое царство живой природы мы изучаем? Верно, растения. Расшифруйте изречение: «Двое правят жизнью на Земле: красное солнышко да зеленое зернышко»   О чем здесь речь? (о фотосинтезе). О каком зеленом зернышке говорится? (о хлоропласте) Почему солнце и хлоропласты правят жизнью на земле?
Что будет, если вдруг на Земле все растения погибнут? (не будет пищи для травоядных животных, они исчезнут, а вслед за ними исчезнут и хищники, и гнилостные бактерии, и грибы; жизнь на Земле прекратится).
  1. Актуализация знаний учащихся
Какие группы растений мы уже изучили (водоросли, мхи, лишайники, папоротники). Среди них есть высшие и низшие растения.
 Высшие растения. Давайте повторим тему «Папоротники »  Откроем  учебник на с.114,рис. 73 «Поперечный срез листа под микроскопом». На нижней стороне листа можно увидеть маленькие бурые бугорки. Это группы спорангиев, в которых созревают споры.
  1. Мотивация
   Мы живём в удивительной стране - России. Она удивительна своей историей, своей безграничностью, своими богатствами. Одно из богатств России – леса (хвойные).
- Ребята, как вы думаете, о чем же пойдет сегодня  речь на уроке, что вам предстоит  узнать? (строение, распространение,  значение сосны и ели)
 Целью нашего урока является изучение голосеменных растений.
4. Усвоение новых знаний
          300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали  вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения .   Быстрее всех растет лиственница: в год прибавляется на метр. В 25 лет она достигает таких размеров, каких ель или сосна смогут достигнуть лишь к 50 годам. Лиственница встречается в нашем селе как дерево, которое используется для озеленения, а в тайге занимает она большие площади. Уч. с.122-123 (лиственница)
      Продолжим изучение строения голосеменных растений  на тему: «Строение хвои и шишек голосеменных растений» .     Ребята, обратите внимание, хвоя сосны и ели имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Благодаря этой особенности строения листьев, хвоя не опадает осенью как у листопадных деревьев. И хвойные растения могут произрастать, как в засушливых, так и в холодных местах обитаниях. Хвоя лиственницы мягкая. С тонкой кожицей, поэтому она опадает ежегодно.
И вот сейчас мы можем ответить на проблемный вопрос «Почему голосемянные растения в отличие от папоротников в засушливое время завоевали сушу?»  Они образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.  Семя - это многоклеточное  образование, где есть запас питательных веществ в отличие от одноклеточной споры.
 Голосеменные растения это не только известные вам ель, сосна, лиственница . Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко лианами; травянистых растений среди них нет.
Хвойные растения – это единственная процветающая ныне группа голосеменных растений учебник с.123 рис.77.
Домашнее задание
  1. Изучите информацию о сосне  в параграфе  №22 учебника с.120. Опишите это растение по плану и занесите информацию в таблицу.

Признаки

Сосна
Отношение к почве

Отношение к свету

Форма кроны

Корневая система

Высота дерева

Продолжительность жизни

Домашнее задание высылаем на эл.почту natalyabersenewa45@gmail.com или в ВК Николаевой М.А. с пометкой - биология

Урок 17.03.2020

  1. Внимательно прочитать п.21
  2. Письменно ответить на вопросы на стр.117

Комментариев нет:

Отправить комментарий