Обществознание

Урок 22.05.2020

Добрый день,дорогие ребята!Сегодня у нас с вами последний урок в этом учебном году. Пришло время подвести итог-чему вы научились за целый год.
Тема:Итоговая контрольная работа.

Решить в тетради. Фото отправить учителю ВК: https://vk.com/id80295824


Задания части А. 
А1. Честь – это: 
а) достоинство военнослужащего б) черта характера человека в)достоинство человека 

А2. Бюджет не может быть: 
а) семейным б) общественным в) государственным

А3.Зависть приносит человеку: 
а) счастье б) успех в) неприятности

А4. Власть связана с: 
а) авторитетом б) образованием в) долгом

А5. Части государственного механизма: 
а) спортивный клуб б) Совет Федерации в) церковь

А6. Российская Федерация включает в себя: 
а) штаты б) провинции в) субъекты

А7. Флаг – символ: 
а) гордости б) надежды в)государства 

А8. Преступление – это: 
а) общественно опасное деяние б) аморальный поступок  в) необдуманный поступок

А9. Все правонарушения описаны в кодексе: 
а) семейном б) уголовном в) административных правонарушений

А10. Право распоряжаться действиями подчиненных в армии записано в: 
а) справочниках б) приказах в) уставах



Задания части В.

В1. В приведенном списке указаны черты сходства человека и животных и их различия. Выбери и запиши в таблицу порядковые номера черт сходства, а затем различия.
Способность к творчеству
Потребность в отдыхе
Наличие органов чувств
Сознательное выдвижение целей

 
Черты сходства Черты различия    
 

В2. Напиши, какие бывают семьи.
Двухпоколенная семья состоит из: 
_________________________________________________________________

Трехпоколенная семья состоит из: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В3. В данный текст вкрались лишние буквы. Если ты сумеешь их вычеркнуть, узнаешь, как называют старательного, усердного и бережливого хозяина. Запиши слово_____________________

Р М Б А Д Ч М И Б Т Д М Е Б Д Л М Б Ь Д М Н Б Д Ы Й

В4. Заполните таблицу «Характеристика труда» используя приведенные ниже характеристики. Внесите таблицу напротив профессии номера соответствующие характеристике труда.

 
Профессия Характеристика труда    
Шахтер    
Учитель    
Художник    
Хлебороб    
Домашняя хозяйка    
Дворник    
Программист    
Космонавт    
Продавец    
Полицейский  
Постоянный – 1; временный – 2; простой – 3; сложный – 4; умственный – 5;
Физический - 6; Оплачиваемый – 7; Безвозмездный – 8; Добровольный – 9; Принудительный – 10; Ручной – 11; Автоматизированный – 12; Творческий – 13; Традиционный – 14; Коллективный – 15; Индивидуальный – 16. 

В5. С какого года наша страна вновь стала называться Россией? Запиши дату, комбинируя цифры 1 и 9:

 
 

В6. Какой цвет Российского флага символизирует храбрость, удаль, красоту? __________ .
Какой цвет означает величие, красоту, ясность? ________________________
Какой цвет означает цвет чистоты и святости? _________________________

В7. Из предложенного списка запиши в таблицу номера предметов личного и семейного пользования.
 
Предметы личного пользования Предметы семейного пользования    
 
Электроэнергия; 2) футбольный мяч; 3) альбом для марок; 4) магнитофон; 5) расческа; 6) кастрюля; 7) горячая вода; 8) зубная щетка; 9) продукты питания.

В8. В каких из указанных случаев русский язык используется как государственный? Ответ запиши в виде комбинации цифр.
В международных переговорах.
В театре при постановке новой пьесы.
В официальных государственных документах Российской Федерации.
В общении представителей народов России.
При изучении во всех школах России.
______________________________

В9. Назови столицу субъекта Российской Федерации, в котором ты живешь.
________________________

В10. Из предложенного перечня распредели перечисленные предметы в соответствующую графу таблицы.

 
Предметы первой необходимости Предметы роскоши    
 
телевизор; 2) джинсы; 3) настенные часы; 4) холодильник; 5) комнатные цветы; 6) книги; 7) видеомагнитофон; 8) посудомоечная машина; 9) игрушка для младшего брата или сестры; 10) хрустальная люстра; 11) набор инструментов для папы; 12) компьютер; 13) новое платье для мамы; 14) CD – проигрыватель. 



Урок 19.05.2020

Тема урока: «Мы — многонациональный народ».

Здравствуйте! 
Мы только что поприветствовали друг друга. А хотите узнать, какие формы приветствия существуют у народов нашей страны? 
Башкиры произносят «Саумысыз» и осуществляют рукопожатие двумя руками.
Эвенки приветствуют друг друга молча особым рукопожатием: гость протягивает обе руки, сложенные друг на друга ладонями вверх, а хозяин пожимает их снизу и сверху.
Эскимосы – при встрече должны потереться носом друг о друга. 


        Цели урока: определить, что такое национальность, нация, многонациональная культура, выявить важность многонационального народа России и его культуры.

Работа с учебником с. 94. Рассмотрите карту России.
  Россия – огромная страна. По территории она больше таких государств, как США, Канада, Китай или Индия. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз. Неудивительно, что в России проживают люди многих национальностей.
Вопросы: 
– Чем вы подтвердите, что наша страна многонациональная? 
– Какие выводы вы можете сделать, изучив карту? 
Работа с текстом Конституции. Откройте Конституцию и прочитайте, какими словами начинается вступительная часть.

Наша Конституция начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...»

1. Что означают слова «многонациональный народ»?
2. Как вы понимаете их смысл? 
Это значит, что в России много национальностей, но все они – один народ. Как называется народ России? Мы кто? (россияне).
Работа со словарём. Найдите, что означает слово «нация».Запишите в тетрадь
 «Мы — дети разных народов, мы — один народ».
А теперь познакомимся с народами, проживающими в нашей стране. 
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна. 
- Что объединяет эти народы? (общая территория, все они живут в одном государстве)
- Что отличает? (язык, культура, обычаи, традиции, занятия и др.)
Среди этих народов нет малых или больших, есть народы малочисленные и многочисленные. 
Как сложилось наше государство?  Совершим путешествие  сквозь время 
- Как вы думаете, какой народ самый многочисленный? (русские – 80 % населения).
- Какой народ был основателем и главным строителем нашего огромного государства?

 Большинство населения России составляют русские. Русский народ создатель и строитель нашего государства. 
О том, как сложилось наше государство мы узнаем, совершив небольшое путешествие в прошлое. 
Древнерусское государство в IX веке.
Ещё в IX веке стало складываться Древнерусское государство. И с самого начала на его территории проживало много разных народов. Наши предки славяне соседствовали с финно-уграми, балтами, тюрками и другими народами. Когда образовалось Древнерусское государство, эти народы стали жить вместе со славянами, принимая порой их веру, язык и культуру.
                           Рост территории в XVI-XIX вв.
А страна продолжала расти и расширяться. В XV веке вокруг Москвы сложилось единое Российское государство. В XVI-XIX веках к нему были присоединены огромные территории Севера, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. И жившие там народы вошли в состав России.
Сегодня Россия – большое многонациональное государство, расположенное на пространствах Европы и Азии. Самым многочисленным народом нашей страны является русский народ. Особое значение в сплочении народов нашей страны играет великая русская культура – язык, наука, литература, музыка, живопись, архитектура.
Мы уже знаем, что русский язык является государственным языком РФ. Ещё русский язык называют языком межнационального общения. 
- Как вы это понимаете? (это значит, что люди разных национальностей в нашей стране могут общаться друг с другом на русском языке).
Вот почему мы говорим, что русская культура способствует объединению нашей многонациональной страны в единое государство.  

- А теперь давайте выясним, что такое национальность?
Что такое национальность. Откройте учебник на с.117 и найдите ответ на вопрос.
- Что связывает людей одной национальности?
- Кто должен определять национальность человека и по каким признакам?
- Объясните, почему национальность не является заслугой человека или его недостатком?
 «Национальность — это вопрос личной судьбы, она идет от родителей и страны, в которой человек родился, а также той культуры, которую он усвоил. Она всегда остается вопросом глубоко личным, внутренним, духовным. Говорить о какой-то хорошей или плохой нации — значит поступать некорректно. Нет на свете плохих или хороших наций — есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки. Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать.
            «Учимся уважать людей любой национальности».
 Работа с учебником с.118.
Существуют правила, которые четко говорят о том, как нужно относиться к людям другой национальности. Прочитайте эти правила. Назовите первое, главное правило и другие. 
Почему важно научиться уважительно относиться к людям другой национальности? 
( чтобы не было конфликтов и межнациональной розни, чтобы все народы жили дружно и счастливо).

Домашнее задание: § 14 прочитать,сделать конспект. вопросы с.117 письменно.
Отправить на стр вк: https://vk.com/id80295824

Урок 16.05.2020

– Здравствуйте, ребята! 

Урок хочется начать с эпиграфа (стихотворение Сефа Романа Семеновича). 
«– Кто по улице идёт?
– Необычный пешеход.
У него пятьсот имён:
На заводе мастер он,
В яслях он – родитель,
В кинотеатре – зритель.
А пришёл на стадион – 
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук, 
Для кого-то близкий друг.
Он мечтатель в дни весны. 
Он военный в час войны.
И всегда, везде и всюду
Гражданин своей страны».
– Какие здесь ключевые слова? Какая тема сегодняшнего урока?

– Гражданин своей страны
Записываем тему урока

«Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан.
А что такое ГРАЖДАНИН?
Отечества достойный сын!»
– Какая Цель сегодняшнего урока?
Ответить на вопрос Некрасова Николая Алексеевича 
А что такое ГРАЖДАНИН?
Действительно – ли, что это
достойный сын Отечества?

– Ребята, сегодня на уроке мы постараемся ответить на Проблемный вопрос:
Каких людей можно назвать достойными гражданами России и почему?
Какие Задачи будем сегодня решать?
1. Познакомиться с понятием «гражданин».
2. Выяснить, какие права и обязанности есть у граждан России.
3. Понять, какой поступок называют гражданским. 
Начинаем работать.
- Кто такой гражданин и какими чертами он должен обладать?
Ребята, откройте пожалуйста учебники на стр. 107 и устно дополните предложения и ответьте на вопросы: 
А) Слово «гражданин» происходит от _______. 
Б) В 19 веке звание почётный гражданин присваивалось кому? ___ за что? ___.
В) Сохранилось ли это звание в наши дни? Приведите пример.

– Давайте сформулируем современное значение слова «гражданин». Для этого откройте словарь в конце учебника стр. 124, запишите понятие в тетрадь
А теперь проверим:
Гражданин - это человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности. 

– Давайте вспомним историю происхождения слова «гражданин», из курса истории Древнего мира. Откройте и прочитайте на стр.107 «Путешествие в прошлое». 
1 задание «Путешествие в прошлое», отвечаем на вопросы
-Где впервые появилось понятие «гражданин»?
- Кто являлся гражданином?
- Какими правами обладали граждане?

– Ребята, переходим к выполнению второго задания. Открываем стр. 108, отвечаем на вопросы. На выполнение задания отводится 5 мин.
2 задание «Права и обязанности жителей России»:
а) Как называется главный закон нашего государства? 
б) Каким образом граждане участвуют в управлении делами государства?
в) Что такое выборы? 
г) Что такое референдум? 
д) С какого возраста человек становится гражданином? 



– Ребята, сейчас мы познакомимся с фрагментами Конституции России


Права граждан РФ
1. Право на жизнь
2. Право на образование
3. Право на труд
4. Право на отдых
5. Право на пользование достижениями культуры
6. Избирать и быть избранными
7. Участвовать в управлении государством 

Обязанности граждан РФ
1. Соблюдать Конституцию и другие законы РФ
2. Бережно относиться к природным богатствам
3. Защищать Отечество
4. Платить законно установленные налоги и сборы
5. Беречь памятники истории и культуры 
 «Какие права есть у детей?», а девочки на вопрос: «Какие обязанности школьника вы знаете?» 
Права детей:
1. На жизнь.
2. На медицинское обслуживание.
3. На отдых и досуг.
4. На обучение.
5. На семью.
6. На информацию.
7. На имя и гражданство.
8. На защиту.
Обязанности школьника:
1. Прилежно учиться.
2. Выполнять требования учителя.
3. Соблюдать технику безопасности.
4. Беречь школьное имущество.
5. Выполнять распорядок дня.
6. Придерживаться правил культурного поведения.
7. Уважать права других. 
– Мы говорили об обязанностях, а вернулись к правам. Почему? 
Нет прав без обязанностей!
– Ребята, давайте обратимся к тексту учебника с.109. «Моя хата с краю». 
Подумайте над фактами, приведёнными в тексте и ответьте на поставленные вопросы: 
-Каких людей можно назвать достойными гражданами? Можно ли их перечислить, кто они?
Таких людей у нас очень много, потому что русские - это трудолюбивый и настойчивый народ. Всех их назвать сейчас невозможно. Но это и писатели, и политики, и певцы, и спортсмены, и врачи, и учителя, которые своим трудом прославили нашу Россию, их имена известны в мире. Среди нас есть люди, которых мы видим каждый день, живем, учимся, работаем вместе с ними. Эти люди смело могут носить почетное звание «Гражданин России». Это могут быть и дети - ученики нашей школы. Они прославили город, село, школу, семью, себя.
– Итак,  – Москва, Красная площадь – здесь установлен памятник.
Задание следующее: прочитайте текст «Путешествие в прошлое» на стр.110-111 и ответьте на вопросы: Кто эти люди? Какой гражданский поступок они совершили? Какими качествами должен обладать гражданин своей страны?
– Ребята, а в Курганской области, в нашем городе есть ли памятники героям, достойным гражданам нашей страны?
– Сейчас мы с вами вернёмся к Проблемному вопросу урока: Каких людей можно назвать достойными гражданами России и почему?
Достойный гражданин своего государства – кто он?
Делает полезное для государства и общества;
Прославляет свою Родину научными открытиями, изобретениями, спортивными достижениями;
Совершает поступки, которые могут служить примером для многих и т.д.

Задание:
Изучить тему,сделать конспект.

Д/з
§13, ответить на вопросы после параграфа. 
По желанию подготовить доклад о выдающемся гражданине России. 

Урок 08.05.2020

Задание:

Сделать конспект письменно в тетради.
Ответить на вопросы «В классе и дома»
Отправить фото на страницу учителю ВК:https://vk.com/id80295824

Тема:Государственные символы России

Флаг России

Государственный флаг, как написано в Законе о Государственном флаге РФ, является официальным государственным символом Российской Федерации. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих полос белого цвета (верхняя), синего (средняя) и красного (нижняя).
Вы уже знаете, что у всех государств в мире есть свои флаги. Существуют флаги и у некоторых организаций (Организации Объединённых Наций, Красного Креста и Красного Полумесяца, Международного олимпийского комитета).

 Государственный флаг, как и герб, — символ достоинства страны. При торжественном подъёме или выносе флага ему отдаются воинские почести, все присутствующие встают.

Путешествие в прошлое

Когда-то флаги на поле боя указывали местонахождение военачальника или отдельного полка. Самые древние флаги славян, вероятно, были красными. Наиболее заметный и яркий, красный цвет повышал воинственность, звал на битву. Красный, синий и белый были любимыми цветами народа. Красный символизировал храбрость, удаль, красоту. (Одно из значений слова «красный» — красивый, прекрасный.) Голубой цвет означал величие, красоту, ясность. Белый — символ чистоты и святости.
Традиция трёхцветного флага пошла со времён Петра I: с конца XVII — начала XVIII века. Расположение полос отражало представление людей того времени об устройстве мира. Внизу — красный — мир мифический. Выше — небесный, голубой. Ещё выше — белый — мир божественный.

Тогда же, при Петре I, на мачтах военных кораблей появился белоснежный флаг с голубым диагональным крестом — символом ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Издревле апостол Андрей считался покровителем славянских земель. Андреевский флаг стал символом Российского флота.
С 1918 года Государственный флаг РСФСР был красного цвета. В 1954 году на нём вдоль древка поместили синюю вертикальную полосу.
21 августа 1991 года российский флаг вновь стал трёхцветным. Этот день отмечается как День российского флага.
В 2000 году к Государственному флагу России приравнено и Знамя Победы. Красный цвет — цвет знамени Вооружённых Сил Российской Федерации.
Вопрос
Что вы знаете о том, где и когда было водружено Знамя Победы?

Гимн России

Словарь определяет гимн как хвалебную песнь, хвалу и прославление в стихах или в музыке.
Красивая, торжественная музыка гимна Российской Федерации была создана композитором А. В. Александровым во время Великой Отечественной войны. Тогда же слова гимна написали С. В. Михалков и Г. А. Эль-Регистан. Исполнение гимна началось с 1944 года.
В 2001 году С. В. Михалков написал новый текст — тот, который знаком каждому из нас.
Государственный гимн исполняют во время важных государственных церемоний, в новогоднюю ночь, во время спортивных соревнований. Его принято слушать стоя. В случае если исполнение гимна сопровождается поднятием флага, присутствующие поворачиваются к нему лицом.
Первый официальный гимн России был написан в XIX веке на английскую мелодию поэтом В. А. Жуковским и назывался «Молитва русских». Гимн прославлял царя. Та же идея звучала и в гимне, написанном позже В. А. Жуковским на музыку А. Ф. Львова:
Боже, царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам.
В 1917 году в России произошла революция, пала царская власть. Гимном страны стала международная революционная песня «Интернационал». Её музыка была написана в XIX веке во Франции П. Дегейтером. Русский текст А. Я. Коца был опубликован ещё в 1902 году.
С 1991 года Государственным гимном России была «Патриотическая песня» М. И. Глинки. Её мелодия весьма торжественна, однако текст на эту музыку написать оказалось слишком трудно. В 2001 году был утверждён нынешний вариант гимна.

Государственный гимн Российской Федерации

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Что изображено на Государственном гербе Российской Федерации?
2. Что означают цвета Государственного флага России?
3. В каких случаях принято исполнять Государственный гимн России?

В КЛАССЕ И ДОМА
1. Какие строки в тексте Государственного гимна России ты считаешь самыми важными и почему?
2*. Придумай свой личный герб, нарисуй его и составь описание. Для выполнения задания нужно знать геральдические правила. Вот они:
Основа герба — щит. Треугольный — норманнский (или старофранцузский); овальный — итальянский; квадратный с округлением внизу — испанский; четырёхугольный с заострением внизу — французский; фигурный, вырезной формы — немецкий; с удлинением верхнего края и небольшим выступом — английский.
Геральдические цвета: алый, пурпурный, голубой, зелёный, чёрный, оранжевый. Золото означает богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; серебро — невинность, чистоту; голубой цвет — величие, красоту, ясность; красный — храбрость, мужество, неустрашимость; зелёный — надежду, изобилие, свободу; чёрный — скромность, образованность, печаль. Животные и птицы на гербе означают: лев — силу, мужество, великодушие; кошка — независимость; волк — злость, жадность; собака — верность и преданность. Бабочка — символ ветрености, непостоянства, её размещение в гербе означало, что владелец герба победил врага с такими качествами. Дуб — символ крепости и силы; оливковое дерево — знак мира; пальма — символ долговечности. Не чужды гербам цветы, травы, колосья. Из цветов чаще всего встречаются роза, лилия, трилистник, вереск.
3*. Что можно рассказать об истории городов по их гербам, если на них изображаются:
— сабля и лук со стрелами;
— пушка с сидящей на ней райской птицей;
— разрез горной шахты в золотой горе;
— соболя;
— сковороды для выварки соли;
— деревянный город причудливой формы, установленный на плотах?
4. Разделитесь на несколько групп и предложите варианты герба, флага и гимна вашего класса.

Урок 24.04.2020


Урок 17.04.2020

Практикум по обществознанию по теме «Нравственные основы жизни»

Выполните письменно задания в тетради. Работу направить  

ВК:https://vk.com/id80295824



Задание № 1. В мультфильме «Чертенок № 13» был девиз: «Люби себя, чихай на всех, в жизни ждет тебя успех». Напиши и обоснуй свое мнение об этом девизе.
Задание № 2. «Золотое правило» морали возникло в древности в разных странах: Египте, Финикии, Индии, Китае, Палестине, Греции, Риме. Напиши, почему на твой взгляд, люди в разных концах мира пришли к одной и той же идее?
Задание № 3. Добрые дела так же, как лучи солнца, радуют и душевно согревают людей. Нарисуй «лучи», вдоль которых напиши, что ты можешь сделать доброго для других. Постарайся, чтобы лучей было больше.
Задание № 4. Напиши название фильмов, книг, в которых
добро побеждает зло.
Задание № 5. Как ты считаешь, должно ли добро «быть с кулаками»? оправданно ли прибегать к насилию для осуществления добрых дел? Обоснуй свой ответ.
Задание № 6. Прочти стихотворение замечательного поэта А. Барто.
Друг напомнил мне вчера…
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не пожалел и пирожка,
Откусить мне дал когда – то,
А теперь поставил в счет.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечет.
Объясни, нужно ли требовать благодарности за совершенный добрый поступок. Аргументируй свою точку зрения.
Задание № 7. Прочитай пословицы и афоризмы. Напиши, как люди относятся к страху.
 Афоризм – краткое выразительное изречение.
·         «Кто в море не бывал, тот и страху не видал».
·         «От слона бежать никому не зазорно».
·         «Глаза боятся, а руки делают».
·         «У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки».
·         «Кто для многих страшен, тот должен многих бояться» (Солон).
·         «Кто напуган – наполовину побит» ( А. В. Суворов).
·         Страх – всегдашний спутник неправды» (У. Шекспир).
Задание № 8. На уроках истории Древнего мира в 5 классе ты узнал о законах вавилонского царя Хаммурапи. Даже за незначительное преступление по этим законам полагалось наказание – смерть. Как ты думаешь, можно ли назвать общество, где действуют такие законы, гуманным? Свой ответ поясни.

Урок 10.04.2020

Тема:Учимся творчеству.

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Труд»; развивать творческое начало с помощью тренировочных упражнений.

Давайте повторим, как вы усвоили тему: «Труд и творчество»: Решите тест из 5 вопросов. Отправьте мне фото с решением.
1. В основе человеческой деятельности, в отличие от дей­ствий животных, лежит:
1) цель
2) инстинкт
3) рефлекс
4) потребность

2. Труд ремесленника отличается от труда на заводах и фабриках тем, что он является:
1) простым
2) коллективным
3) ручным
4) механизированным

3. Среди клада ювелирных изделий XI-XII вв., найденно­го в Твери, оказался крупный серебряный колт (подвес­ка к головному убору) в виде шестиконечной звезды. Ее лучи были сплошь покрыты миниатюрными (менее 0,5 мм в диаметре) шариками — зернью. Каждый из 5000 шариков был насажен на колечко из проволоки толщиной 0,2 мм. Умельцев, создавших такие произведения ювелирного искусства, в народе называли:
1) мастерами
2) изобретателями
3) тружениками
4) меценатами

4. В середине XVI в. в Москве на Красной площади был возведен Покровский собор — один из самых известных памятников России, символ Москвы. По одной из рас­пространенных версий, строителями этого каменного чуда были псковские архитекторы Барма и Постник. Строи­тельство этого храма является примером деятельности:
1) умственной
2) ремесленной
3) творческой
4) индивидуальной

5. Найдите в приведенном списке три отличия деятельно­сти человека от поведения животных. Запишите цифры, под которыми они указаны. 
1) использование речи
2) способность создать что-то новое
3) создание и использование орудий труда
4) следование условным и безусловным рефлексам
5) удовлетворение своих потребностей в процессе дея­тельности

Ученые доказали, что развивать творческие способности необходимо. Фантазию и образное мышление можно тренировать. Они как мышцы: чтобы были большими и хорошо функционировали, их нужно нагружать. Давайте выполним упражнения на развитие фантазии.

Можно ли развить творчество? Конечно! Ведь в основе творческого подхода к любой работе лежит способность человека к поиску новых путей решения поставленной задачи, умение фантазировать, воображать, придумывать. Для развития творчества очень важно умение наблюдать, замечать изменения, которые происходят в окружающем мире, оценивать достижения культуры. 

Упражнение 1. 
Стул
Инструкция. 
Выберите какой-нибудь предмет, например стул. Придумайте как минимум 30 способов, с помощью которых можно сделать стул. Например, его можно:
•    сложить из книг;
•    вылепить из глины;
•    выпилить из дерева;
•    вырезать из гигантского арбуза и т. д.
Чем необычнее будут ваши варианты, тем лучше. 

Упражнение 2. 
Ощущения 
Инструкция. Вам необходимо:
•    посидеть на стуле так, как сидит царь на троне, как пчела на цветке, как побитая собака, наказанный ребенок, бабочка, которая сейчас взлетит, наездник на лошади, космонавт в скафандре;
•    показать, как двигается младенец, который только что научился ходить, старый человек, гордец, артист балета;
•    улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец, Жан-Поль Бельмондо, кот на солнышке, как собака улыбается своему хозяину, мать — младенцу, ребенок — матери;
•    нахмуриться, как ребенок, у которого отняли игрушку, как человек, желающий скрыть смех.
Постарайся сам себе ответить на такие вопросы: 
При выполнении какой-нибудь работы хочется ли тебе сделать что-то по-своему, или ты всё делаешь так, как тебе велели? 
Когда ты изучаешь тему по учебнику, хочется ли тебе прочитать дополнительную литературу? 
Хочется ли тебе украсить свой дом, подарить другу свой рисунок, вышивку, поделку? 
Нравится ли тебе слушать музыку, рассматривать альбомы по искусству, посещать музеи и выставки? 

Если ты положительно ответил на все эти вопросы, значит, ты стремишься сделать свою жизнь не только разнообразной, но и интересной, значит, каждое дело ты хочешь выполнить творчески. 
Чтобы делать красивые, добрые дела, радовать окружающих людей, нужно немножко быть волшебником. 

Задание ВЫПОЛНИТЬ ПИСЬМЕННО.
ОТПРАВИТЬ ФОТО НА СТРАНИЦУ ВК :https://vk.com/id80295824

1. Как ты понимаешь английскую пословицу «Цена работника — его зарплата»? 
2. Люди стремятся к богатству для того, чтобы увеличить своё благосостояние, удовлетворить свои потребности, быть независимыми. Дополни перечень. 
3. Подготовьте коллективно (в группах) ответ на вопрос: «Кого называют людьми творческих профессий?» Приведите примеры людей таких профессий. 
4. Поработай со словарём или с сайтами Интернета: узнай историю поговорки «Бить баклуши». Выскажи своё мнение: человек, который бил баклуши, был ремесленником или творцом? 
5. Поработай над проектом «Творчество в науке и искусстве »: 
— выбери тему из предложенных («Автомобиль будущего: каким он будет?», «Как дом «вышел» из-под земли», «От печатной книги до интернет-книги»); 
— составь план сообщения (доклада) и презентации; 
— подбери информацию по выбранной теме (для этого обратись в библиотеку или загляни в Интернет); 
— подбери иллюстративный материал; 
— делай презентацию и подготовь текст сообщения (доклада). 

Урок 20.03.2020


«Труд и творчество»
Цель урока: ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности, познакомить с практическими видами творчества.
-Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы изучили тему «труд – основа жизни». Мы говорили о важности труда, о том, что дает человеку труд.
Что такое труд? Труд-деятельность человека, в процессе которой он создаёт предметы (продукты) необходимые для удовлетворения своих потребностей.
Что даёт человеку труд? Предметы необходимые для жизнидеятельности,
Что такое услуга, товар? Услуги – бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь
Товар – продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.
Как оценивается труд людей?
 Плата за труд – заработная плата
Поощрения (премия, благодарность, повышение по должности, надбавка)
Моральная оценка труда (одобрение, похвала – выговор, штраф, увольнение)
Чем богатый человек отличается от бедного?
- Итак, продолжая беседовать на тему труд, давайте запишем тему следующего урока: «Труд и творчество»
-Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы?
Давайте наметим план.
1. Что такое творчество?
2. В чём взаимосвязь труда и творчества?
Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?
Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьёв в муравейнике, или паука, плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Выходит, что животные тоже трудятся? Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека?
Давайте, попробуем определить отличие труда животного от труда человека и сделаем вывод, чем они отличаются.
Животное- умения получают по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия инстинкт.
Человек-создаёт что-то новое, обдумывает как сделать, планировать, использует орудие труда, усовершенствуют что-то. Человек в процессе жизни всему учится и развивает свои умения. Какова цель деятельности человека?
Удовлетворение своих потребностей.  Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к выполняемой работе.
В свою очередь издревле существовала группа людей, занимающаяся особой трудовой деятельностью – ремеслом. Издавна существовало большое количество ремёсел. Какие вы знаете виды ремёсел?
такие ремёсла, как:
•кузнечное
•гончарное
•плотницкое
•столярное
•портняжное.
Давайте немного отдохнём и отгадаем загадки: отгадайте загадки о ремесленных изделиях той поры:
  1. Сидит бычок, подбачинивши бочок, шипит и кипит, всем чай пить велит .
  2. Межы деревянные, а поля стеклянные?
  3. В избе изба, на избе труба. Зашумело в избе, загудело в трубе, видит пламя народ, а тушить не идёт?
  4. Если я пуста бываю, про тебя я забываю. Но когда несу еду, мимо рта я не пройду?
  5. Под крышей четыре ножки, на крыше утюг да ложки?
Итак, давайте подведём итог, так что же такое ремесло? Запишите в тетрадь.
Ремесло-деятельность человека по производству важных и нужных для жизни предметов.
А ремесленник? Ремесленник-человек владеющий ремеслом. Запишите в тетрадь.
А как мы назовём ремесленника, создающего самые лучшие творения, считающиеся знаменитыми произведениями искусства, шедеврами, эталонами, образцами изделий?
Это слово у нас зашифровано на доске:
М_ _ _ _Р.
Кто же такой мастер?
Давайте посмотрим на с. 83 общую характеристику понятия «МАСТЕР».
 Путь к мастерству лежит через ремесленную деятельность. В Средние века человек, после того как заканчивал обучение какому-либо мастерству, отправлялся в странствия. Он путешествовал по городам, общался с людьми, наблюдал за их жизнью, оттачивал свое мастерство. Через несколько лет человек возвращался в свой город и сдавал экзамен на звание мастера.
Рассмотрите иллюстрации на стр.84 учебника.
- Как вы думаете какие предметы сделал ремесленник, а какие мастер?  (мастер:1.3.4) (ремесленник:2,5,6)
- Объясните, почему вы так думаете?
А теперь обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на стр.87. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:- Чему учит эта древняя легенда?
ОТВЕТ УЧЕНИКА: Легенда учит тому, что любое творение рук человеческих нетленно и будет жить в веках; что труд великого талантливого мастера будет оценён не только современниками, но и потомками. Все гениальные творения людей, живших в различные исторические эпохи, являются золотым фондом сокровищницы мировой цивилизации и всё это нужно ценить.
VI. Творчество в искусстве.
Ребята, чем больше человек знает и умеет, тем интереснее и разнообразнее его труд. Чем бы ни занимался, работая человек, он создаёт творения, под которыми мы подразумеваем результаты его трудовой деятельности. А как известно, именно от слов «творение» (существительное), «творить» (глагол) происходит слово «творчество».
Давайте попробуем составить кластер понятию «творчество»:
- создание новых ценностей;
- деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового не только для одного человека, но и для других;
- это особый взгляд на мир.

Давайте попробуем дать определение понятия «ТВОРЧЕСТВО».
Творчество-создание чего-то нового, ценного. Запишите понятие в тетрадь.
Давайте послушаем притчу:
«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:
– Что ты делаешь?
– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.
С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:
– Деньги зарабатываю.
А третий на этот же вопрос ответил:
– Строю собор!»
Как вы понимаете притчу?
Кто из этих работников, на ваш взгляд, является человеком творческим?
Предполагаемый ответ: каждый труд воспринимает по-разному: для кого-то это тяжелое занятие, а для кого-то это радость жизни, творчество)
 Какие творческие профессии знаете вы?

Творчество бывает художественное, научное, техническое, педагогическое.(подготовленные выступления)
Ученые доказали, что творческие способности есть у каждого. Но у кого они развиты больше, у кого-то меньше. От чего это зависит?
Учитель: Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих способностей.
1 вариант подберут понятия, которые способствуют развитию творческих способностей;
2  вариант подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей;
Учитель: Подведем итоги:

1вариант:
1) смелость, независимость, свобода
2) терпение и трудолюбие
3) любопытство, тяга к новому
4) самообразование
5) врожденный талант.
2 вариант:
1) неуверенность в себе и своих способностях
2) страх критики
3) привычка делать как все.
 Можете ли вы привести примеры своего творческого опыта, пусть и не очень значимого, в самых разных делах?
Какие чувства вы испытывали?
Учитель: Тот, кто нашел себя и занимается любимым делом, становится счастливее.
Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?
(работать честно, с удовольствием, радоваться результатам труда, приносить пользу другим…)
И завершить урок мне хотелось бы словами Константина Ушинского «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».
 Домашнее задание: Подготовьте сообщение на тему «Творчество в науке» или «Творчество в искусстве» (на примере известной личности).





Комментариев нет:

Отправить комментарий