Урок 07.04.2020
Тема: Е.А. Пермяк Сказка «Березовая роща».
Проблемы зависти и злобы, добра и зла. Аллегорический язык сказки.
1. Биография писателя.
Пермяк – псевдоним автора, настоящая фамилия его была Виссов.
Родился Евгений Андреевич Виссов в 1902 году, 31 октября, в городе Перми.
Большую же часть детства и юные годы маленький Женя провел в Воткинске.
-Евгений Пермяк окончил школу, а затем поступил на службу в Купинский
мясопункт конторщиком. Потом успел поработать и на пермской конфетной фабрике
«Рекорд».
-Печатал статьи и стихи, подписываясь как «Мастер Непряхин».
- Высшее образование В 1924 году Евгений Пермяк (тогда еще Виссов)
поступает в Пермский университет на социально-экономическое отделение
педагогического факультета.
1925 года- Окончив университет, Евгений Андреевич отправился в столицу, где
начал карьеру драматурга. Очень скоро он получил признание благодаря пьесам
«Перекат», «Лес шумит
- Скончался писатель в Москве в 1982 году, 17 августа.
Евгений Пермяк: «Высокие ступени»; «Азбука нашей жизни»; «Детство Маврика»;
«Дедушкина копилка»; «Сольвинские мемории»; «Памятные узелки». Большое внимание
Пермяк уделял теме труда,
- сказки: «Волшебные краски»; «Чужая калитка»; «Березовая роща»; «Хитрый
коврик»; «Пропавшие нитки»; «Про торопливую куницу и терпеливую синицу»;
«Свечка»; «Двойка»; «Кто мелет муку?»; «Недовольный человек»; «Мелкие калоши»;
«Золотой гвоздь»; «На все цвета радуги»; «Бумажный змей».
Жил в нашем заводе ученый старик. Хорошо разговаривал.
Легко. Начнет как будто ни о чем, а кончит так, что задумаешься. К примеру,
возьми его сказ про Березовую Рощу. Сколько раз ни прослушаешь, всякий раз
новое в тех же словах услышишь.
Проверь, коли не веришь. Перескажу.
Отгорело жаркое летичко. Хлопотливая осень пожаловала и ну
ветрами сдувать зеленое платье с берез, семена из них вымолачивать да в сырую
землю хоронить.
Отсеялась осень, поприкрыла желтым листом березовые
семена, зиму кликать стала. А пока суд да дело, крапива с репейником тоже о
своем роде-племени заботились. Тоже под листвяное одеяло семена высеяли.
Пришла зима, застлала белым пухом холодную землю,
оборонила семена от лютых морозов: «Спите!»
Проспали семена до теплых весенних дней и пошли в рост.
Репейник испокон веков цепкий, разбойник, живехонько вымахал. Крепко уцепился
за сырую землю. Глубоко корни пустил. Ну, а про Крапиву и говорить нечего. Дай
только ей, хапуге, волю, она и на крыше дома вырастет, бессовестная.
Березовые семена тоже зеленую поросль дали. Хоть и не ах
какую — не выше лесного ландыша, — все же росточки о три листочка поднялись.
Темновато им было в густом Репейнике, тесновато в Крапивнике, а что делать?
Надо расти. На то им мать, старая Береза, и жизнь дала.
— Засыхали бы уж вы лучше! — говорит Крапива.
— Все равно сгниете, — поддакивает ей Репейник.
А Березки молчат, слушают да растут сколько сил хватает.
Тогда Гадюка свое ядовитое слово вставила. Свою подлую
змеиную мудрость стала выказывать:
— Миром, дескать, те правят, которые жгут да жалят. — И
старая Жаба, которая тоже в крапивной тени от света пряталась, в угоду Змее
подхалимно подквакнула:
— Засыхайте, березовые недокормыши! Короткая-то смерть
лучше долгой бескормицы.
Так оно и шло. Их устрашали, а они росли. В тесноте, в
темноте, в обиде. А годика так через три, через четыре Березки переросли
Крапиву. Пробившись к солнышку, они перестали слушать зловредные слова. Знали,
что теперь никакой Крапиве, никакому Репейнику не закрыть от них света и не
отнять соки земли.
Шипи не шипи, квакай не квакай, а молодой Березняк растет
себе да растет. Много ли, мало ли лет прошло — зашелестела у всех на виду
сильная Березовая Роща. Густая. Ровная. Зеленая. Разговорчивая. Дружная.
Само собой, какая хорошая Роща ни будь, без Крапивы дело
не обходится. Росла в ней и Крапива. И Репейник рос. И Гадючки встречались.
Жабы, само собой, тоже не перевелись. Что сделаешь? Только никто, если не
считать самых пропащих, слепых да желчных, не называл эту Рощу репейной,
крапивной, хотя они и произрастали в Роще.
Жабы да Змеи, само собой, инако судили. В свою черную дуду
дудели. Ну, так ведь на то и зовутся они мерзостным словом «гады». Дальше
Крапивы не видят, выше Репейника не глядят.
3. Работа с текстом.
- Каков сюжет сказки? (записать ответ в тетрадь)
В сказке Евгения Пермяка сюжет таков: весной из семян проросли репейник,
крапива и березки. Только крапива и репейник быстро в рост пошли и все
издевались над березовыми росточками, что тем лучше помереть. Поддакивали
сорнякам гадюка и жаба. Но прошло 3-4 и обогнали березки и крапиву, и репейник
и больше не слышали их злобных слов. Выросла красивая Березовая роща. Именно
Березовая, а не Репейная или Крапивная.
Смысл сказки "Березовая роща" в том, всегда есть злые
существа, завистники, но не нужно обращать на них внимание, если ты четко
знаешь, кто ты, заешь свою цель и миссию.
Сказка учит терпению, выносливости, определенной смелости. Всему свое
время - оно расставит всех по местам. Кто рожден репейником, тот репейником и
будет. А кому суждено стать высокой березой, тот березой и будет. У каждого
свое предназначение. Также сказка учит не быть такими "гадами" как
поддакивающие змея и жаба. Им ведь от берез польза прямая: тень, прохлада и
листва, в которой можно укрыться на зиму.
Вывод: Я думаю, что текст, с
которым вы познакомились и проанализировали, поможет вам научиться строить
отношения в коллективе на уважении, взаимопонимании и доброте, жить в мире и
согласии.
Д/з: ответить письменно на вопросы:
1) Какой теме уделял Е.
Пермяк большое внимание?
2) В чём смысл сказки?
3) Чему учит эта сказка?
Комментариев нет:
Отправить комментарий