Родная литература (русская)

Урок 07.04.2020


Тема:         Е.А. Пермяк  Сказка «Березовая роща». Проблемы зависти и злобы, добра и зла. Аллегорический язык сказки.

1. Биография писателя.
Пермяк – псевдоним автора, настоящая фамилия его была Виссов.
Родился Евгений Андреевич Виссов в 1902 году, 31 октября, в городе Перми. Большую же часть детства и юные годы маленький Женя провел в Воткинске.
-Евгений Пермяк окончил школу, а затем поступил на службу в Купинский мясопункт конторщиком. Потом успел поработать и на пермской конфетной фабрике «Рекорд».
-Печатал статьи и стихи, подписываясь как «Мастер Непряхин».
- Высшее образование В 1924 году Евгений Пермяк (тогда еще Виссов) поступает в Пермский университет на социально-экономическое отделение педагогического факультета.
1925 года- Окончив университет, Евгений Андреевич отправился в столицу, где начал карьеру драматурга. Очень скоро он получил признание благодаря пьесам «Перекат», «Лес шумит
- Скончался писатель в Москве в 1982 году, 17 августа.
Евгений Пермяк: «Высокие ступени»; «Азбука нашей жизни»; «Детство Маврика»; «Дедушкина копилка»; «Сольвинские мемории»; «Памятные узелки». Большое внимание Пермяк уделял теме труда,
- сказки: «Волшебные краски»; «Чужая калитка»; «Березовая роща»; «Хитрый коврик»; «Пропавшие нитки»; «Про торопливую куницу и терпеливую синицу»; «Свечка»; «Двойка»; «Кто мелет муку?»; «Недовольный человек»; «Мелкие калоши»; «Золотой гвоздь»; «На все цвета радуги»; «Бумажный змей».
 Жил в нашем заводе ученый старик. Хорошо разговаривал. Легко. Начнет как будто ни о чем, а кончит так, что задумаешься. К примеру, возьми его сказ про Березовую Рощу. Сколько раз ни прослушаешь, всякий раз новое в тех же словах услышишь.
 Проверь, коли не веришь. Перескажу.
 Отгорело жаркое летичко. Хлопотливая осень пожаловала и ну ветрами сдувать зеленое платье с берез, семена из них вымолачивать да в сырую землю хоронить.
 Отсеялась осень, поприкрыла желтым листом березовые семена, зиму кликать стала. А пока суд да дело, крапива с репейником тоже о своем роде-племени заботились. Тоже под листвяное одеяло семена высеяли.
 Пришла зима, застлала белым пухом холодную землю, оборонила семена от лютых морозов: «Спите!»
 Проспали семена до теплых весенних дней и пошли в рост. Репейник испокон веков цепкий, разбойник, живехонько вымахал. Крепко уцепился за сырую землю. Глубоко корни пустил. Ну, а про Крапиву и говорить нечего. Дай только ей, хапуге, волю, она и на крыше дома вырастет, бессовестная.
 Березовые семена тоже зеленую поросль дали. Хоть и не ах какую — не выше лесного ландыша, — все же росточки о три листочка поднялись. Темновато им было в густом Репейнике, тесновато в Крапивнике, а что делать? Надо расти. На то им мать, старая Береза, и жизнь дала.
 — Засыхали бы уж вы лучше! — говорит Крапива.
 — Все равно сгниете, — поддакивает ей Репейник.
 А Березки молчат, слушают да растут сколько сил хватает.
 Тогда Гадюка свое ядовитое слово вставила. Свою подлую змеиную мудрость стала выказывать:
 — Миром, дескать, те правят, которые жгут да жалят. — И старая Жаба, которая тоже в крапивной тени от света пряталась, в угоду Змее подхалимно подквакнула:
 — Засыхайте, березовые недокормыши! Короткая-то смерть лучше долгой бескормицы.
 Так оно и шло. Их устрашали, а они росли. В тесноте, в темноте, в обиде. А годика так через три, через четыре Березки переросли Крапиву. Пробившись к солнышку, они перестали слушать зловредные слова. Знали, что теперь никакой Крапиве, никакому Репейнику не закрыть от них света и не отнять соки земли.
 Шипи не шипи, квакай не квакай, а молодой Березняк растет себе да растет. Много ли, мало ли лет прошло — зашелестела у всех на виду сильная Березовая Роща. Густая. Ровная. Зеленая. Разговорчивая. Дружная.
 Само собой, какая хорошая Роща ни будь, без Крапивы дело не обходится. Росла в ней и Крапива. И Репейник рос. И Гадючки встречались. Жабы, само собой, тоже не перевелись. Что сделаешь? Только никто, если не считать самых пропащих, слепых да желчных, не называл эту Рощу репейной, крапивной, хотя они и произрастали в Роще.
 Жабы да Змеи, само собой, инако судили. В свою черную дуду дудели. Ну, так ведь на то и зовутся они мерзостным словом «гады». Дальше Крапивы не видят, выше Репейника не глядят.
3. Работа с текстом.
- Каков сюжет сказки? (записать ответ в тетрадь)
В сказке Евгения Пермяка сюжет таков: весной из семян проросли репейник, крапива и березки. Только крапива и репейник быстро в рост пошли и все издевались над березовыми росточками, что тем лучше помереть. Поддакивали сорнякам гадюка и жаба. Но прошло 3-4 и обогнали березки и крапиву, и репейник и больше не слышали их злобных слов. Выросла красивая Березовая роща. Именно Березовая, а не Репейная или Крапивная.

Смысл сказки "Березовая роща" в том, всегда есть злые существа, завистники, но не нужно обращать на них внимание, если ты четко знаешь, кто ты, заешь свою цель и миссию.
Сказка учит терпению, выносливости, определенной смелости. Всему свое время - оно расставит всех по местам. Кто рожден репейником, тот репейником и будет. А кому суждено стать высокой березой, тот березой и будет. У каждого свое предназначение. Также сказка учит не быть такими "гадами" как поддакивающие змея и жаба. Им ведь от берез польза прямая: тень, прохлада и листва, в которой можно укрыться на зиму.

Вывод:  Я думаю, что текст, с которым вы познакомились и проанализировали, поможет вам научиться строить отношения в коллективе на уважении, взаимопонимании и доброте, жить в мире и согласии.

Д/з:   ответить письменно на вопросы:
1) Какой теме уделял Е. Пермяк большое внимание?
2) В чём смысл сказки?
3) Чему учит эта сказка?

  Д/з отправить  ВКонтакте в личные сообщения

Комментариев нет:

Отправить комментарий