Русский язык

Урок 22.05.2020

Тема:    Морфемика. Орфография.

1. Откройте тетради, запишите:
Двадцать второе мая.
Классная работа.
Морфемика. Орфография.
Выполните задания:
А1. Укажите существительное с окончанием  Е.
а) рассказывал об авари..                                 б) ошибка в упражнени..
в) заботиться о здоровь...                                г) был в Сибир..

А2. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?
а) крыш..й, ш..рох, крыльц..м                         б) ш..фёр, приш..л, ткач..м
в) карандаш..м, подстриж..м, лещ..м              г) мяч..м, пыльц..й, ш..колад

А3. Во всех словах ряда пишется -тся:
а) Чтоб хорошо учит..ся, не надо ленит..ся.                                                     
б) Кто бережет..ся, тот не обожжет..ся.
в) Кто любит трудит..ся, тому есть чем гордит..ся
г) Нужно наклонит..ся, чтоб из ручья напит..ся.

А4. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:
а) бежать                  б) катиться              в)  мчаться                   г)  нестись

А5. Какое утверждение неверно?
а)  Существительные не изменяются по родам.
б)  Некоторые существительные не изменяются по падежам и  числам.
в)  Существительные в предл. падеже могут быть дополнением или обстоятельством.
г ) В окончаниях сущ-х после шипящих в одних случаях пишется   , в других пишется  

А6. В каком ряду во всех словах пишется И
а) вал..т, вид..л, высп..шься,  леч.. мся                
б) зависи..т, обид..л, обвар..шь  слыш..м
в) свищ..т, выглад..л, слыш..шь, стел.. м          
г)  смотр..т, кле..л, пил..шь,  тащ..м    
                          
А7. В каком примере «не» пишется слитно?
а) Наш кот (не)станет есть соленую рыбу.                
б)  Бабушке сегодня (не)здоровится.                      
в) (Не)бойтесь холода, закаляйтесь!      
г) Никто (не)мог предположить, что так похолодает.

А8. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?
а)  нож.., мяч.., помощ..                                      б)  мыш.., ран..ше, у руч..я
в)  ноч.., печ..ка, руж..ё                                       г)  мелоч.., много дач.., печ..

А9.  Найдите ошибку в рассуждении:
а) ранн..ю порою -  Е, потому что прилаг. стоит в  форме ж. р., тв. п. (окончание -ею/-ей)
б) в поздн..ю пору - Ю, потому что прилаг. стоит в  форме ж. р., вин. (окончание -юю)
в) свеж..й зеленью - И, потому что сочетания букв жи-ши пишутся всегда через  -и
г) молоко слишком горяч.. - о, потому что в окончаниях кратких прилагательных после шипящих под ударением пишется  -о

А10.Найдите ошибку в ударении.
а) алфавИт           б)  квАртал               в) красИвее                          г) звонИт

А11.В каком ряду во всех словах безударный гласный корня проверяется ударением?
а) к..нец, зар..сли,  зац..пить                              
б) изм..нение, по..виться, предл..гать
в) соед..нить, расст ..лил, увл..чение                  
г) созд..ется, л..сной, прибл…жение    
                      
А12.Найдите верное утверждение о предложении:  Ветер, ты могуч!
а) главные члены – ветер могуч                               
б)это предложение не осложнено
в) это предложение повествовательное                    
г) это предложение распространённое

А13.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Набежал ветер, и лодки закачались на волне.
б) Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет.
в) Колючий иней тут же стаял с ресниц, с мохнатой шапки,  с воротника.
г) Не кричи так жалобно, кукушка!

А14.   Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
 а) полет                 б) ехать        в) южный             г) подъём        

А15.У какого слова лексическое значение определено неверно?
а) невежливый - грубый, неучтивый            
б) жюри - человек, который руководит конкурсом
в) изморось - очень мелкий дождь                
г) бирюзовый - зеленовато-голубой

Ответы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.


Урок 21.05.2020

Тема: Итоговая работа по русскому языку за курс 5 класса
Вариант 2
А 1.Укажите существительное с окончанием   .
а ) расположился на сидень...                           б ) не знал об этом событи...
в ) путешествовал по Инди...                            г ) сидел на лошад...

А 2. В каком ряду во всех словах пропущена буква  е (ё)
 а ) щ...ки , плеч...м , испеч...м                
б ) яркой свеч...й , ш...л, крыш..й        
 в) ж...лтый , саж...й , под душ...м                  
 г ) товарищ...м , гараж...м , силач...м
         
А 3. В этом слове пишется  -тся
        а ) И как тебе не лень с утра до вечера трудит...ся целый день !
        б ) Не оставь меня, кум милый ! Дай ты мне собрат...ся с силой !
        в ) Но курам никогда до облака не добрат...ся !
        г ) Как взмолит...ся золотая рыбка !
А 4. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
а) маленький         б) миниатюрный          в) небольшой       г) младший
       
А 5. Какое утверждение неверно ?
   а ) Существительные мужского рода относятся к первому или второму склонению
   б ) Некоторые существительные 3-го склонения, оканчивающиеся на шипящий согласный, пишутся без  Ь .
   в ) Существительные 2-го склонения в род. падеже  ед. числе имеют окончание  -а      
   г)  Существительное в именительном падеже может быть в предложении сказуемым.

А 6. В каком ряду во всех словах пишется Е
 а ) плач..т, се..л, зате..шь, вид..мся                
 б ) хохоч..т, обид..л, откро..шь, слыш..м
 в ) свищ..т, та..л, бре..шь, спрашива..м          
 г ) кол..т, ненавид..л, стел..шь,  бор..мся  
        
А 7. В каком примере  «не» пишется слитно?
а ) Иван Петрович никогда (не) выходил из себя.    
б ) В прошлом году (не) было сильных морозов.
в ) Утром мне слегка (не)здоровилось , и я остался дома.        
г ) Дедушке (не) нравится моё пение.

 А 8. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?
 а ) гореч... , кирпич... , горяч…, встреч…    
 б ) пять дач... , ноч... , глуш..., туч…
в ) вещ... , доч... , палач...,  реч…                    
г ) два руч...я , полноч... , озимая рож...

 А 9. Найдите ошибку в рассуждении.
а ) могуч..го дуба - в безударных окончаниях прилагательных муж. рода ед. числа в род. падеже после шипящих пишется всегда  е
 б ) чай горяч... - пишется  Ь  после шипящей, потому что это прилагательное муж.рода
 в ) в бескрайн...й степи - в окончаниях прилагательных в женском роде , предложном падеже, единственном числе после мягких согласных пишется  Е
 г ) старин...й песней - пишем  О , потому что  -Ой окончание прилагательного в женском роде, творительном падеже, единственном числе .
А 10. Найдите ошибку в произношении слова.
 а) ателье [т]                 б) углУбить      в) свитер [т ]               г) скучный [шн]

А11. В каком ряду во всех словах безударная гласная в корне проверяется ударением?
        а ) разд...вать , увл...кать , гл...тать        б ) выт..рать,  отл...чаться , р..сток
      в ) р...бина , к...лина , к...нфета               г ) изл...жение , выр...с , обл...гчить

А12. Укажите неверное утверждение о предложении:                           
 Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
 а ) это предложение повествовательное         б ) это предложение простое
в ) главные члены - тучи собирает         г ) это предложение распространённое

 А13. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
        а ) Осенний ветер бушевал и волны вскидывал высоко.
        б ) Показалась ранняя зорька, и журавли опять отправились в дальний путь .
        в ) Наедине с тобою брат хотел бы я побыть.
        г ) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.

А14. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие.
        а ) песня                                    б ) шубка                                  
        в ) жук                                        г ) помощь
       
А15. У какого слова лексическое значение определено неверно?
а) зодчество - строительное искусство, архитектура                    
б) изморось - иней на ветках деревьев
в) жюри - группа специалистов, присуждающих премии на конкурсе    
г) изумрудный - ярко-зелёный
Часть 2
 (1)Мы это так понимаем, что всё ... болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.(2)Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.(3) Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам.(4) Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все своё добро детям. (5) Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство.                                                   ( По М. М. Пришвину)

В1. Определите тип текста: 
 а) рассуждение;         б) описание;    в) повествование.

В2. В предл. (4) найди слово, состоящее из приставки, корня, окончания, выпиши его.

В3. Из предл. (2) выпишите 2 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

В4. Из предложения (5) выпишите глагол II спряжения в форме наст.вр., 3л., ед.ч.

С1. Опишите своё любимое животное. (4-5 предложений)

Ответы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А. 



Урок 20.05.2020

Тема: Синтаксис. Пунктуация. Орфограммы в корне слова. Фонетика. Орфоэпия. Графика.
1. Вступление
- Откройте тетради, запишите:
Двадцатое мая.
Классная работа.
Повторение.
- Найдите в учебнике упр. 695, прочитайте задание
Спишите, замените прошедшее время глаголов настоящим временем.
-Выполните задания:  глубокой (3), голодный (3), синеватые (2), ружья(1)
- Найдите упр.699, спишите, подчеркните подлежащие и сказуемые. Начертите схему второго предложения.
3. Д/З: упр.700
 - можно все пословицы   списать, выполнить задания 3,  4
ИЛИ
- можно сделать 3 столбика и выполнить  задания 3, 4

Классную и домашнюю работы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А, 



Урок 19.05.2020

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа.
1. Откройте тетради, запишите
Девятнадцатое мая.
Классная работа.
Мягкий знак после шипящих в глаголах.
2. Откройте учебник, найдите упр. 690, спишите, глаголы поставьте во 2 лицо  (ТЫ что делаешь?)
Шепчешь (2 лицо, ед.ч.), кричишь ( 2 лицо, ед.ч.), ……..
-Выделите окончания –ЕШЬ, -ИШЬ
- Прочитайте правило в рамке.
- Самостоятельная работа: упр.692 (Спишите, найдите все глаголы, выделите окончания)
3. Д/З: упр.691
Классную и домашнюю работы сфотографировать и отправить Копыловой  Л.А.



Урок 18.05.2020

Тема: Морфологический разбор глагола.
1. Работа по учебнику
- Откройте учебник на стр. 128-129, найдите п.120, прочитайте порядок морфологического разбора.
2. Откройте тетради, запишите:
Восемнадцатое мая.
Классная работа.
Морфологический разбор глагола.
- Найдите упр.687, запишите:
1. Распустилась – глагол ( что сделала?), действие предмета.
 2. Н.Ф.- распуститься, сов.вид,  2 спр., ед.ч,                        прош. время, ж.р., 3 лицо.
3. Верба (что сделала?) распустилась (подчеркните двумя чертами)
1. Смеётся – глагол……..   (самостоятельно разберите)
2.
3
1. Таишься  - глагол, ты (что делаешь?), действие предмета
2. Н.Ф.- таиться, несов.в, 2 спр., ед.ч, наст.вр., 2 лицо.
3. Ты (что делаешь) таишься (подчеркнуть двумя чертами)
1. Подшучу  - глагол, я (что сделаю?), действие предмета.
2. Н.Ф. – подшутить, сов.вид, 2 спр., ед.ч., буд.вр.,1 лицо.                                                            3. Я (что сделаю?) подшучу (подчеркнуть двумя чертами)
-Спишите предложение из стихотворения:
Осторожные берёзы прячут листья от мороза  (4)
- Выполните синтаксический разбор. 
3. Д/з:   упр.682( 6 предложений)
Классную и домашнюю работы сфотографировать  и отправить Копыловой Л.А. 



Урок 15.05.2020

Тема: Сжатое изложение
1. Откройте тетради, запишите:
Пятнадцатое мая.
Сжатое изложение.
Шоколадный торт.
2. Откройте учебник на стр. 129-130, найдите упр.688, прочитайте текст.
- Для подсказки используйте памятку в учебнике на стр. 149
3 Работа в тетради.
      Когда наступил Сашин день рождения, он пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт.
    Все гости пришли с подарками. Коля подарил имениннику  настольную игру «Хоккей».  Но Саша сказал, что больше любит другую игру  - «Футбол». Витя подарил сказки.  Однако Саша заметил, что книга не новая. Лиля подарила набор из шести фломастеров. Но Саша хотел  восемнадцать цветов.
     Гости были расстроены, поковыряли торт и ушли.  Саша  не понял, чем он им не угодил.
4. Самопроверка.
5.  Д/З: стр.128 упр.686 (все задания выполнить)

Классную и домашнюю работы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А. 



Урок 14.05.2020

Сборник ВПР - вариант 25

сфотографировать и отправить Копыловой Л.А. 


Урок 13.05.2020

Тема: Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.
1. Откройте тетради, запишите:
Тринадцатое мая.
Классная работа.
Спряжение глаголов.
2. Откройте учебник на стр.126, найдите упр. 680. Спишите:
Над лесом гремит в вышине, грохочет сердитый гром. Волна плещет, клокочет, разбивается о скалы. Ливень стучит по крышам, шумит за окном.  Ручей…..
- Выделите окончания у глаголов.
- упр.681, спишите весь текст, подчеркните все глаголы двумя чертами.
- Выполните разбор слова уличным (3)
3. Д/З: стр.127 упр.684. Спишите:
Георгий говорит убеждённо, возражает спокойно, произносит слова твёрдо, уверенно, утверждает, настаивает на своём.
Павел отвечает слабым голосом, тотчас соглашается, лепечет, невнятно бормочет.                                                       - Подчеркните глаголы двумя чертами
- Выполните разбор слова слабым(3)

Классную  и домашнюю работы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А. 



Урок 12.05.2020

 Тема: Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.
1. Откройте тетради, запишите:
Двенадцатое мая
Классная работа.
 Спряжение глаголов.
2. Откройте учебник на стр. 124, упр.675
Запишите:
Воробьи чирикают, ворона каркает,  ……….
Гусь гогочет, кот мурлычет, …………..
-Выполните разбор слов воробьи, шмель
- упр. 676, запишите 2 слова по образцу, 3 слово – самостоятельно:
Уходишь – приходишь (2 спр., несов.в.), откроешь – закроешь(1 спр., сов.в.), спрашиваешь - …….
- Выделите окончания глаголов.
-3. упр.677, спишите 2, 3, 4, 5 предложения:
Будильник  вздрагивает, щёлкает………
- Все глаголы подчеркните двумя чертами.
- Выполните разбор предложения (4)
- упр. 679, спишите четверостишие под цифрой 2, подчеркните глаголы двумя чертами.
- выполните разбор слова колокольчик(2)
4. Д/З:  нет
Классную работу сфотографировать и отправить Копыловой Л.А. 



Урок 11.05.2020

Тема: Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.
1. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 121, найдите п.118, прочитайте правило.
 - Найдите упр. 667 (устно)
Спряжение этих глаголов легко определить, потому что их личные окончания являются ударными.
- Найдите стр. 122-123, прочитайте теорию и правило в рамке №25.
2. Работа в тетради.
- Откройте тетради, запишите:
Одиннадцатое мая.
Классная работа.
 Спряжение глаголов.
-Найдите упр.669, спиши 5 глаголов.
Подсказка:  определяй спряжение этих глаголов по НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ.
-  Упр. 670 (сделайте 2 глагола)
- упр.671 (сделайте 3 глагола)
- упр.672 ( сделайте 3 глагола)
3. Д/З:  нет
 Классную работу отправить Копыловой Л.А.



Урок 08.05.2020

Тема:  Будущее время.
1. Откройте учебник на стр.119, найдите п.117. Прочитайте теорию, рассмотрите таблицу.
- Стр. 120  Прочитайте теорию
2.  Откройте тетради, запишите:
Восьмое мая.
Классная работа.
Будущее время.
- упр.662. Прочитайте текст. Выпишите пословицу:
Кто рано встал, тот не потерял.                                                                                                                          – Запишите в тетрадь:
Будущее простое время: привыкнут, добьётесь, возобновит, заключит.
Будущее сложное время: будете сидеть, будут подходить, будет браться, будет садиться.
- Выполните разбор слова резких (3)
- упр.664  Подсказка 
Обратите  внимание, что глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени.
Форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.
Запишите в тетрадь:
Растить (несов. в.)  - растил (прош.вр.) – ращу (наст.вр.) – буду растить (буд.вр.)
Вырастить (сов.в.) – вырастил (прош.вр.)  - выращу ( буд.вр.)
Чувствовать (несов.в.) – чувствовал (прощ.вр.) – чувствую (наст.вр.) – буду чувствовать (буд.вр.)
Почувствовать( сов.в.) – почувствовал (прош.вр.) – почувствую ( буд.вр.)
- Прочитайте слова в рамке, запомните ударение.
3. Самостоятельная работа: упр.665.
Д/:  нет            Классную работу сфотографировать и отправить Копыловой Л.А. 



Урок 07.05.2020

Тема:  Настоящее время.
1. Откройте учебник на стр. 118, найдите п.116
Откройте тетради, запишите:
Седьмое мая.
Классная работа.
Настоящее время.
- Прочитайте загадки, выпишите выделенные глаголы в тетрадь:
Воет, свистит, ломает, поднимает, сбивает, слышишь, видишь, хожу, живу, грызу, стучат, скучать, идут.
- Выделите  в них окончания.
- Упр.658. Спишите:
Гляжу: садится дятел прямо на ствол, цепляется ………
- Подчеркните глаголы двумя чертами, сверху напишите время.
- Выполните задания острыми(3)  коготками(2)
- Прочитайте ниже вывод.
-Упр.660
Подсказка
Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.
Вить – вью, лить –лью, пить  -пью, шить –шью, везти  - везу, вести-веду (ст-д), плакать –плачу(к-ч), просит  -прошу(с-ш), руководить –руковожу(д-ж), надеяться  - надеюсь, грустить  -грущу(ст-щ), ловить – ловлю   (в-вл), смеяться – смеюсь, звонить – звоню.
- Подчеркнуть чередующиеся согласные
- Выполнить разбор слова везти
Д/З : нет
Классную работу сфотографировать и отправить Копыловой Л.А. 



Урок 06.05.2020

Тема: Время глагола. Прошедшее время
1. Открыли тетради, запишите:
Шестое мая.
Классная работа
Прошедшее время.
-Откройте  учебник на стр.115, найдите п.114, рассмотрите картинку, устно ответьте на вопросы. Прочитайте теорию под картинкой.
-Найдите упр.654, спишите, подчеркните все глаголы двумя чертами, в скобках укажите вид и время.
-Выполните задания под цифрами 2, 4.
2.  Стр.116 Найдите п.115 Прошедшее время. Прочитайте теорию.
- стр.117  Прочитайте правило в розовой рамке.
- Упр. 655 Спишите:
1) Увидел ( суффикс –Е-, суффикс -Л) – увидеть (суффикс –Е-, окончание -ТЬ), обидел (суффикс –Е-, суффикс –Л) – обидеть (суффикс –Е-, окончание -ТЬ),ненавидел  (суффикс –Е-, суффикс –Л) –ненавидеть (суффикс –Е-, окончание -ТЬ), зависел (суффикс –Е-, суффикс -Л) -зависеть (суффикс –Е-, окончание -ТЬ).
2) Растаял ( суффикс  –Я-, суффикс –Л) – растаять ( суффикс –Я-, окончание -ТЬ), залаял ( суффикс  –Я-, суффикс –Л)  –залаять (суффикс –Я-, окончание -ТЬ), посеял( суффикс  –Я-, суффикс –Л)  –посеять (суффикс –Я-, окончание -ТЬ), надеялся (суффиксы –Я-,   -Л-, -СЯ) – надеяться (суффикс –Я-, окончание –ТЬ, суффикс -СЯ), раскаялся (суффиксы –Я-,   -Л-, -СЯ)  – раскаяться (суффикс –Я-, окончание –ТЬ, суффикс -СЯ).                                                                        -  Стр.117,  прочитайте слова в рамке. Запомните : в глаголах женского рода ударение падает на последний слог.
3. Упр. 656 (списывать не надо) Выполнить  разбор слова ЖИТЬ.
4) Д/З : нет.

Классную работу сфотографировать и отправить Копыловой Л.А. 



Урок 05.05.2020

Тема:    Невыдуманный рассказ (о себе)
1. Вступление.
2. Работа по учебнику:
- Откройте учебник на стр. 114, найдите упр. 650, прочитайте.
- Найдите упр.651, прочитайте.
3. Работа в тетради.
Откройте тетради, запишите
Пятое мая.
Классная работаю
Невыдуманный рассказ.
- Выписываем из текста только глаголы:
Просила – попросила ( сов. в.), корми - покорми  или накорми (сов.в.), посмотрел –смотрел ( несов.в.), наберёт – набирала ( несов. в.), жуёт – прожуёт (сов. в.), вытер –вытирала (несов.в.),  ложил –положил ( сов.в.),  запевала – напевала ( несов.в.)
4. Повторение.
 - Откройте стр.113, найдите упр. 648, выписываем только глаголы:
Блестят ( выделяем корень –блест-, подчёркиваем  Е), запирает (выделяем корень –пир-, подчёркиваем И, выделяем суффикс –А-),
соберутся (выделяем корень –бер-, подчёркиваем  Е),
растёт (выделяем корень –раст-, подчёркиваем  А),
выросли (выделяем корень –рос-, подчёркиваем  О),
продирает (выделяем корень –дир-, подчёркиваем И, выделяем суффикс –А-).
5. Самостоятельная работа – упр.649 (списать, выделить корень во всех глаголах)
6. Д/з : нет

Классную работу сфотографировать и отправить Копыловой Л.А. 



Урок 30.04.2020

Тема:  Буквы   е-и    в корнях с чередованием.
1. Работа по учебнику:
- Найдите п.108, рассмотрите  1 столбик с глаголами.                                                                                            – Какие корни чередуются ? Посмотрите на 2 столбик. Прочитайте ниже правило в рамке. 
2. Откройте  тетради, запишите:
Тридцатое апреля.
Классная работа.
Буквы   е-и    в корнях с чередованием.
- Найдите упр. 646, списываем  все слова по образцу:
Сдираю – раздираю, продираю, отдираю.
(Выделяем корень -дир- и суффикс  -а-)
Запереть – отпереть, подпереть ( выделяем  корень  -пер-, суффикса –а- нет)
Подтереть – вытереть, дотереть, затереть, натереть, стереть, растереть, протереть, обтереть, перетереть, потереть ( выделяем корень –тер- , суффикса –а- нет)
Перестилает – застилает, настилает, достилает, подстилает, расстилает, устилает ( выделяем корень –стил-  и суффикс –а-)
Собираешь – (сделайте самостоятельно) разберите первое слово по составу.
- Найдите упр. 647 (выполните самостоятельно, сделайте разбор слова   От восторга )
Не забудьте:  В корнях с чередованием  е-и   пишем и, если после корня стоит суффикс  -а-.
3. Д/З : упр. 644 ( придумайте 4 предложения по картинкам, запишите в  тетрадь,  в каждом предложении подчеркните глаголы двумя чертами и сверху напишите вид:   несов. или сов.)
Классную и домашнюю работы сфотографируйте и отправьте Копыловой Л.А.  



Урок 29.04.2020

Тема:  Виды глагола
1. Работа по учебнику
- Откройте учебник, найдите п.108
2. Объяснение нового материала.
Наблюдение. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, где ребята решают задачу, а на какой картинке уже решили?
- Прочитайте текст в рамке. Рассмотрите таблицу и прочитайте теорию под таблицей.
 Сегодня на уроке мы познакомимся с новым морфологическим признаком глагола, который называется ВИД.
2. Работа в тетради.
- Запишите:
Двадцать девятое апреля.
Классная работа.
Виды глагола.
- упр.638
Жну (что делаю?)  - несов. вид, сожну (что сделаю?) – сов.вид,
Кошу (что делаю?) –несов.вид, скошу ( что сделаю?) - сов. вид,
Сею (что делаю?) – несов.вид, посею ( что сделаю?) сов.вид
Поливаю (что делаю?) – несов. вид, полью (что сделаю?) сов.вид
Русую (что делаю?)  - несов.вид, нарисую ( что сделаю?) – сов.вид
- Упр.641 Запишите слова в 2 столбика
Совершенный  вид                 Несовершенный вид
Шагнуть                                   Шагать
Толкнуть                                  Толкать                                   
Мелькнуть                                Мелькать
Капнуть                                    Капать               
Кашлянуть                               Кашлять

Объединить                         Объединять
Включить                             Включать
Прогуляться                         Прогуливаться

- В первом столбике выделить суффикс –НУ-,             во 2 столбике выделить суффикс  –А-
- Упр.643
Кольнуть, сверкнуть, стукнуть, крикнуть.
Выделите суффикс –НУ-
4.  Д/З: упр.639

Сфотографировать классную и домашнюю работы
И отправить Копыловой Л.А. 



Урок 28.04.2020

Тема:     Правописание  -ТСЯ и  - ТЬСЯ в глаголах
1. Повторение:
- Откройте тетради. Запишите:
Двадцать восьмое апреля.
Классная работа.
Правописание  -ТСЯ и  - ТЬСЯ в глаголах
- Упр.627. Это было Д/З. Найдите и выпишите глаголы, которые имеют на конце  –СЯ
СтаратьСЯ, трудитьСЯ, увлекатьСЯ, нравитьСЯ, смущатьСЯ -  это ВОЗВРАТНЫЕ глаголы. Выделите суффикс  - СЯ.
Запомните:
возвратные глаголы в неопределённой форме пишутся с Ь (что делатЬ?)   СтаратЬся, трудитЬся, увлекатЬся, нравитЬся, смущатЬся.
- Выделите у глаголов окончание    -ТЬ
2. Закрепление
- Найдите упр. 629 . Вспомните, что такое антонимы?     (это слова, противоположные по смыслу).
Спишите:  Умел потерять, умей и найти. Плохо медлить, но и торопиться не следует.  Надо трудиться, а не лениться. Любишь брать, люби и отдавать. Умеешь ссориться, научись и мириться.
- Выделите у глаголов окончания  -ТЬ- и суффикс  –СЯ

3) Д/З: упр. 630 (списывать текст НЕ НАДО!)
-  Придумать и записать заголовок
-  Выписать 16 глаголов в неопределённой форме, выделить окончания  -ТЬ, -ТИ
- Выполнить разбор слов зовут, слов, предполагает

Классную и домашнюю работы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.



Урок 27.04.2020

Тема: Неопределённая форма глагола.

1. Работа в тетради:
- Упр.625.  Спишите по образцу:
Ползёшь – ползти ( окончание -ТИ), ….
Шепчет – шептать ( окончание ТЬ),  …
Информировали – информироваТЬ ( окончание ТЬ)…
Берегу – беречь ( окончание нулевое), …
- Выполните разбор слова ПОЛЗЁШЬ.
-  Упр. 626 спишите по образцу,
- Разбор слова отзыв
2.Д/З : упр.627 ( задание -  цифра 3) 



Урок 24.04.2020

Тема:  Неопределённая форма  глагола.
1. Откройте учебник , найдите п.107, прочитайте теорию
 2. Откройте тетради, запишите:
Двадцать четвёртое апреля
Классная работа
Неопределённая  форма глагола
3. Упр.620
Ходить, шевелить, думать….
Соглядать -  не употребляется в современном языке
-  Выполнить разбор слова ходить (цифра 1)
- упр.621 , запишите по образцу, выделите окончания глаголов  -ТЬ.
- разбор слова залают ( цифра 2)
- Прочитайте правило в рамке. 
- Упр 622 спишите по образцу:
Стерегу- стеречь, не жгу –не жечь, течёт –течь, привлекут –привлечь, запряжёт- запрячь, испеку –испечь, не сбережёшь –не сберечь. Выделите окончания  - ПУСТОЙ квадратик.
Д/З: упр.624 ( списать ТОЛЬКО под цифрой 1, выделить окончания глаголов)
Сфотографировать классную и домашнюю работы, отправить Копыловой Л. А.



Урок 23.04.2020

Тема:   РР. Рассказ, особенности, структура, стили.  
1. Организационный момент
- Откройте тетради, запишите:
Двадцать третье апреля.
Классная работа.
Рассказ.
- Откройте учебник, найдите упр. 613. Спишите
 Подсказка!
Предлоги пишутся отдельно от других слов, между ними можно вставить другое слово.
Частица НЕ пишется с глаголом раздельно.
  Максим Горький каждый день получал не меньше пяти-шести писем. И ни одно из (предлог) них (местоимение) не (частица) оставлял (глагол)  без ответа. Горький знал: не (частица)  ответить (глагол)  на письмо — значит незаслуженно обидеть человека. Письма Горького кажутся напечатанными, такой чёткий был у (предлог) него (местоимение)  почерк.
      А какой почерк у тебя (местоимение) ? Если ты ( местоимение) пишешь небрежно, неразборчиво, то не (частица) бережёшь (глагол) время того, кому ты (местоимение) пишешь, не (частица) щадишь (глагол)  глаза читающего.
- Разбор слова него (под цифрой 1)
2. Найдите п.106 , упр.618
- Как обычно начинаются рассказы, о каких либо случаях из жизни? (Как-то раз, однажды, был такой случай, эта история произошла, это событие и т.д.)
Рисунки рассказывают о том, как семья вешала дома портрет отца. Дела шли не слишком удачно: сначала ударили маму. Самый острый момент изображён на 7 и 8   картинках. Всё закончилось хорошо, получившим травмы людям была оказана помощь, и они смогли насладиться созерцанием портрета.
- Каков характер таких рисунков? (Обычно комический, юмористический).
- Как называются такие рисунки? (Юмористические рассказы в рисунках с краткими подписями называются комиксами).
- Теперь дадим определение рассказу, выделим главные особенности и структуру этого жанра.
Рассказ - это литературное произведение, в котором, как правило, речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев.
В рассказе выделяются 3 части:
Завязка – событие, с которого начинается действие, от которого зависит развитие последующих действий;
Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа;
Развязка – заключительное действие, которое явилось результатом развития событий.
В рассказе могут быть вступление и заключение.
Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать.
В заключении чаще всего автор делится своими раздумьями по поводу рассказанного события, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти.
Движение действия происходит от завязки через развитие действия к его кульминации, затем через постепенный или резкий спад действия – к его развязке.

 3. Домашнее задание: упр. 619
Составить рассказ на тему «Как я однажды…», записать в тетрадь 7 предложений.
Сфотографировать классную и домашнюю работы и отправить Копыловой Л.А.



Урок 22.04.2020

Тема:  Не с глаголами
1. Вступление
2. Работа в тетрадях:
- Откройте тетради, запишите
Двадцать второе апреля
Классная работа
Не с глаголами
3. Работа с учебником.  Откройте учебник, найдите упр. 612 , прочитайте задание, посмотрите образец. Спишите.
Проверка!
Не подумаешь – не решишь задачи (Р.п). Не посеешь – урожая (Р.п.) не  соберёшь. Не упустишь минуты (Р.п.) – не потеряешь часа (Р.п.). Не смажешь колёс (Р.п.) – быстро не поедешь. Кто не собирает колосьев (Р.п.), у того не будет воза(Р.п.). Не будет хлеба(Р.п.) – не будет и обеда (Р.п.).
- Выполнить разбор слова смажешь.
-Найдите упр.614. Спишите, подчеркните все глаголы двумя чертами.
-Выполните задание под цифрой 3.
4. Д/З: упр. 617 ( спишите , укажите падеж имён существительных)
Сфотографировать  классную и домашнюю работы и отправить   Копыловой Л.А. 



Урок 21.04.2020

Тема: Не с глаголами
1. Вступление.
-Ребята, прочитайте грамматическую сказку «Сила любви». Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами.
Грамматическая сказка «Сила любви»
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности… Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)

 2.  Откройте учебник и прочитайте правило.
3. Откройте тетради, запишите
Двадцать первое апреля
Классная работа
 Не с глаголами

- Найдите упр.608  Запишите  в тетради
Ненавидеть (искл.), негодовать (искл.),  недоумевать(искл.)
–Обратите внимание на слова негодовать,  недоумевать,   значение этих  слов вы можете посмотреть в толковом словаре
Вывод:
Эти глаголы пишутся с НЕ слитно, потому что без   НЕ они не употребляются. Это глаголы-исключения.
- Найдите упр.609 Запишите:
Не будет (буд. вр.), неможется (искл., наст. вр.), нездоровится (искл., наст. вр.), не было (прош. вр.),  не может ( наст. вр.), не любит (наст. вр.), не бывает (наст. вр.), не проживёшь (буд. вр.), недостаёт (искл., наст. вр.).
- Найдите упр.610 Запишите в тетрадь:
Я негодовал. Нельзя его неволить. Брат недоумевал. Она недомогала. Шторм неистовствовал.
- Выполните фонетический разбор слова НЕЛЬЗЯ
4.  Д/З: упр.611
 Классную и домашнюю работы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.



Урок 20.04.2020

Тема: Глагол как часть речи
1.Вступление
-Запишите число, классная работа, тему урока.

2. Откройте учебник, найдите
- Упр. 603  Прочитать стихотворение, выписать слова:
Шумит, шум. Выделить корень
Вывод:
Один корень, но разное значение слова и разная часть речи.  

-Упр.604 Выписать подлежащие вместе со сказуемыми.

Выполнить задания под цифрой 1, 4.

-Упр.605 выполнить по образцу.
- Прочитайте правило, выучите его наизусть.

Д/З: упр 606 (списать весь текст, выполнить задания)

Классную и домашнюю работы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.



Урок 17.04.2020

Тема:  Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
1. Вступление.
-УПР. 596 Спишите, внеся некоторые изменения. Подчерните подлежащие и сказуемые.
Проверка.
1. Спортсмены нашей школы быстрые и ловкие.
Спортсмены нашей школы быстры и ловки.
2. Класс был неуютный и пустой.  Класс был неуютен и пуст.
3. Будьте счастливые  и здоровые! Будьте счастливы и здоровы!
4. Будьте осторожные и внимательные! Будьте осторожны и внимательны!
2. Найдите упр. 597 Запишите предложения в исправленном виде и подчеркните в них главные члены.
Образец:    Товарищ за что-то сердит на меня.
3. Найдите стр. 94-95, п.105 прочитайте  план разбор имени прилагательного.
4. Выполните упр.599, прочитайте текст.  Определите стиль, запишите в тетрадь.
Стиль описания  - научный. Выполните морфологический разбор выделенных слов.
1. Чёрная  - прилагательное (какая?), признак
2. Н.Ф.- чёрный, ж.р., ед.ч., И.п.
3.Окраска (какая?) чёрная (подчёркиваем волнистой линией)
Уж не ядовит.  ( Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, нераспространённое) .     
 (Кто?)  Уж - это подлежащее, подчёркиваем одной чертой, (каков?) не ядовит ( это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами).
) старых (плотинах) – имя прилагательное, (каких?)
2. Н.Ф. –старый, мн.ч., П.п.
3. В плотинах (каких?) старых. (подчёркиваем волнистой линией)

5.Д/З: упр.601 (списать, выполнить все задания)  Сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.



Урок 16.04.2020

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного.
1. Вступление
- Найдите  упр. 590, спишите весь текст, подчеркните подлежащие одной чертой.  Все прилагательные подчеркните двумя чертами  - это сказуемые, в скобках напишите полные прилагательные.
- Выполните разбор слова
1. Помогает – глагол, (что делает?)
2. Н.Ф.- помогать, 1 спр., наст.вр., 3 лицо, ед.ч.
3. Окраска (что делает?) помогает (подчёркиваем двумя чертами)
2. Найдите и прочитайте правило №20
3. Закрепление материала.
- Найдите упр.591    Запишите краткую форму рядом с полной формой прилагательных.                                                                                                               Проверка                                                                                                                      Пригожему -  пригож, хорошего – хорош, тягучему  - тягуч, горячего – горяч, похожему – похож, дремучего – дремуч.
-  Выполнить разбор слова линюч.                                                                                             – Найдите  упр. 592                                                                                                                               -   Составьте предложения, заменяя, где это необходимо, полные прилагательные краткими. Подчеркните главные члены предложения.
Проверка.
 Утренний воздух чист и свеж. [−−− === и ===]
Беленький ландыш пахуч. Огромный страшный медведь неуклюж. Забавный ёж колюч.

Д/З: упр.593  Выполнить , сфотографировать и отправить Копыловой Л.А. 



Урок 15.04.2020

Тема: Прилагательные полные и краткие
1. Повторение изученного:
- Найдите упр. 557.  Спишите 5 строчек, запишите   имена существительные  в творительном   падеже с предлогом,  поставьте ударение и выделите окончания.     Вспомните  правило!
В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения – Е.

Проверка упр. 557.
Перед товарищЕм, перед встречЕй, с продавщицЕй, с горцЕм, перед молодцОм (можно – молодцЕм, зависит от ударения), с учительницЕй, над задачЕй, перед  рощЕй, с ученицЕй, с пальцЕм, над малышОм, над плечОм, с врачОм, с лучОм, под тучЕй, над дворцОм, перед столицЕй, перед границЕй, над  крышЕй, с птицЕй, над этажОм, с кирпичОм, с ключОм, перед мячОм.
2. Закрепление материала.
- Найдите  упр. 559.  Спишите.  Вспомните правило!
    В корне слова после шипящих под ударением пишется   ё  
(хотя произносится 
  о),   если при изменении слова или при подборе  однокоренных слов   ё   чередуется с   е 

 чёрный – чернеть,     пшёнка – пшено,     расчёска – чесать.   
 
 Исключения:  крыжовник, шорох, шорты, трущоба, обжора,  
капюшон, шов, чащоба, трещотка          (под ударением);  


шоколад, шофёр, жокей, шоссе, жонглёр    (без ударения).  

      Таких слов немного, их обычно запоминают как словарные слова.    
Проверка упр.559. Спишите!
В корне:  чЁрные проталины, шЁпот в аллее, жЁлтые тычинки, громко щЁлкать, лёгкий шОрох, белая шЁрстка, жЁсткий волос, шелест шЁлка.
- Выделите корень во всех словах, подчерните букву Ё.
Помните:  В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения – Е.

Спишите!
В окончании: заросло  камышОм, выращивать птенцОв, прилетают с добычЕй, жир под кожЕй, лютой стужЕй, тёмной тучЕй, схвачен лисицЕй, ждать скворцОв, любуюсь птицЕй.
- Выделите окончание, поставьте ударение.
В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения – Е.

- Выполните задания под цифрой 2.
3. Д/З : упр. 589
Классную и домашнюю работы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.



Урок 14.04.2020

Тема: Прилагательные полные и краткие
1. Повторение пройденного материала 
- Какой раздел русского языка мы изучаем? (морфология).
- Дайте определение морфологии (раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи).
- Над какой частью речи мы работаем несколько уроков? (прилагательное).
- Что знаете об имени прилагательном?
- Назовите начальную форму прилагательного.(м .р, ед.ч, им. п).
- С какой частью речи связано имя прилагательное? (с именем существительным).
- Прочитайте стихотворение:
                                                 
Чёрное и серое 
 Чёрное тихонько
 Дремало на полу.
Серое тихонько
  Пряталось в углу.
 Чёрное тихонько
    Лапой шевельнуло,
Серое проворно
        Хвостиком вильнуло.
- Найдите прилагательные. Что с ними  произошло? Во что они превратились? Что происходит с прилагательными, если они лишаются своих спутников существительных?
(Они превратились в существительные).
- Как называется такой способ словообразования? (Переход из одной части в другую)
2. Объяснение нового материала
мужественный
сильный
ловкий
вынослив
сосредоточенный
- Что заметили? Какое слово лишнее? Чем оно отличается от остальных? (Все слова прилагательные, но слово вынослив отличается от остальных. Оно имеет окончание нулевое, отвечает на вопрос каков?)
3. Работа в тетради: запишите
Четырнадцатое апреля.
Классная работа.
Прилагательные полные и краткие.


Запишите  слова, данные в столбике, выделите окончания

(какой?) мужественный, сильный, ловкий, сосредоточенный

( какав? )вынослив 
Подсказка: в первой строчке окончание –ый, во второй окончание нулевое!  

- Так на какие же вопросы отвечают краткие прилагательные?( Каков?, какова?, каково?, каковы?)
- Какие окончания имеют краткие прилагательные?
(м.р. - нулевое окончание,   ж.р. (-а, -я), ср.р. (-о, -е) 
Дописываем  вторую строчку:  вынослива, выносливо. Выделяем окончания –а, -о.
 - Назовите морфологические признаки краткого прилагательного вынослив (изменяется по числам, в единственном числе по родам). Записываем:   вынослив (ед.ч..) – выносливы (мн.ч.), вынослив (м.р.), вынослива (ж.р.), выносливо (ср.р.)
- Склоняются ли краткие имена прилагательные? Послушайте стихотворение.
Я - учитель всей страны.
Дети все мои умны.
Всем ученикам умнам
Я урок прекрасный дам.
Эта девочка умна.
Всё запомнила она.
Я люблю её одну.
Эту девочку умну.
Этот мальчик так умён.
Всё на свете знает он.
И услышит вся страна
Про мальчонку, про умна 
Вывод: краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе по родам. 
- Выясним синтаксическую роль кратких прилагательных:

Запишите предложение: Спортсмен ловок и вынослив. ( Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое). Подчеркнуть подлежащее (кто?) спортсмен – одной чертой, (каков?) ловок и вынослив (это сказуемые, подчёркиваем двумя чертами).

Вывод: в предложении краткое прилагательное является сказуемым.
4. Работа по учебнику: 
- стр.89   Прочитайте правило (№18)
- Найдите упр. 583, перепишите пословицы:
Проверка.
От хорошего братца можно ума набраться. Большому кораблю большое плаванье. В колючем кустарнике не спрячешься. Маленькое дело лучше большого безделья. Горе в чужой стране безъязыкому. 
- Выделите окончания у имён прилагательных.
- Сделайте задание под цифрой 3.
- Стр.91-92 пр.588      (всё упражнение списывать не надо!)
- Выпишите краткие прилагательные, выделите окончания.  
Ясны (мн.ч.) – ясен, ясна, ясно
Сладкогласны (мн.ч.) – сладкогласен, сладкогласна, сладкогласно
Прекрасны – прекрасен, прекрасна, прекрасно.


5. Домашнее задание : стр.89  упр.584 ( списать, выполнить задания)     

Классную и домашнюю работу сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.



Урок 13.04.2020

Тема: Повторение и систематизация изученного.

1. Доброе утро! Открываем тетради, записываем:
Тринадцатое апреля.
Классная работа.
Повторение.
- Откройте учебник на стр. 75, найдите упр.554
Записываем:
Пара ботинок, валенок, сапог, чулок.
Много дел, мест, яблок, макарон.
Песни грузин, осетин, армян, молдаван, болгар, татар, цыган, солдат, партизан.
Килограмм апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов.
Группа инженеров, офицеров, тренеров, шофёров.
Вывод: Беглая  гласная  исчезает при изменении слова: например, чулок  чулки,
2. Откройте стр.76, прочитайте правило №18.
- Находим упр.556. Читаем задание.
Подсказка. Вспомним, что в окончаниях после шипящих и ц пишем О под ударением,  Е – без ударения!
Списываем упражнение 556.
- Выделите окончания у слов, данных в скобках.
- Выполняем задания под цифрами  1, 4.

Домашнее задание: упр.558, выполнить задание под цифрой 3.
 Подсказка
Перед каждой репликой  диалога  ставь тире.
Вспомним, что в окончаниях  после шипящих  и ц  пишем О под ударением, Е - без ударения.
Выполнить  классную и домашнюю работы, сфотографировать и отправить Копыловой Л,А.



Урок 10.04.2020

Тема:  Повторение и систематизация изученного  по теме «Имя прилагательное»
1. Работа в тетради:
Десятое апреля.
Классная работа.
Повторение изученного. 
2. Работа по учебнику:     с. 74 рассмотрите таблицу.
- Упр.550   Записать существительные в именительном падеже множественного числа, поставить ударение:
 Адреса, директора, доктора, мастера, профессора, шелка.                                                                     Госпитали, договоры, инженеры, месяцы, офицеры, очереди, плоскости, подписи, почерки, торты, тренеры, шофёры.                                                                                                              Гербы, маляры, призы, столяры.                                               
Обратите внимание  - торты (ударение падает на 1 слог)
- Выполните задания под цифрами 2, 1.
3. Упр. 551   Спишите, расставляя пропущенные запятые.
Обозначьте падеж имён существительных, употреблённых во множественном числе.  Выпишите слова с орфограммой «Разделительные ъ и ь».
- Выполните синтаксический разбор второго предложения.
4. Упр.553 (списать)
Без ь:  с крыш (Р. п., мн. ч.), около дач (Р. п., мн. ч.), много задач (Р. п., мн. ч.), нет передач (Р. п., мн. ч.), из училищ (Р. п., мн. ч.), из−за туч (Р. п., мн. ч.).
С ь:  длинная речь (3 скл.), густая рожь (3 скл.), наша молодежь (3 скл.).
5. Д/З : упр.555 (задание2)
Д/З сфотографировать и отправить Копыловой Л,А.



Урок 09.04.2020

Тема: Описание животного.
1. Доброе утро! Откройте тетради, запишите число, тему урока.
9 апреля.
Классная работа.
Описание животного.
2. Прочитайте вслух текст.
Болонка - маленькая комнатная собака. Малыш – это кличка собаки.
Она небольшого роста, шерсть у неё снежно-белая, завивается и висит на боках и на мордочке, как у барашка. Длинные уши и коротенький хвостик совсем теряются в шерсти. Мордочка у болонки смешная: приплюснутый носик и большие, тёмные, я бы сказал, выразительные глаза. Так как у Малыша длинная шерсть между ушек, то ее закалывают брошкой, чтобы она не лезла в глаза. Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. Когда собачка бежит, то она забавно семенит ими.
Малыш очень любит сахар и выпрашивает его у всех, кто приходит к нам: становится на задние лапы, лезет своей мордочкой в карман и начинает скулить. Малыш любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит, но зато не любит причёсываться, наверно, ему это причиняет боль. Охотно идет гулять. Стоит показать ременной его поводок, и он бежит ближе к двери. Хорошо слышит телефонный звонок в коридоре и начинает громко лаять и царапать дверь.
3. Выполните письменно задания:
- Определите стиль текста (записать в тетрадь - художественный стиль) - Определите тип текста (записать в тетрадь - описание)
4. Составьте план текста. Возможный вариант плана:
1) Общее впечатление (кличка, порода).
2) Внешний вид: голова, морда (глаза, уши, нос), туловище (размер, шерсть), лапы, хвост.
3) Повадки.
План запишите в тетрадь (можно придумать свой)
5. Работа с учебником
- Откройте учебник на стр. 90, прочитайте текст В. Карпова.
Вы прочитали красивое описание козочки.
- Найдите в тексте все прилагательные, выпишите их, разберите по составу:
Зелёной, маленькие, беленькая, пушистая.
- Упр. 586 , прочитайте текст, выполните задания под цифрами 1, 3.
6. Прочитайте сочинения пятиклассников. Они написаны в форме письма.
А) Здравствуй, дорогая Оля!
Я сейчас пишу тебе, а рядом сидит мой новый маленький друг. Ты, наверное, догадалась, что мне подарили щенка. Оля, ты не представляешь себе, какой он смешной. Я назвала его Джеком. У него такая необыкновенная окраска: огненно-рыжая. Из-под удивленно поднятых бровей смотрят любопытные и умные карие глаза. Хвост у Джека непомерно длинный, и, когда он ходит, хвост непослушно раскачивается во все стороны. Уши у моего щенка преогромные и, если он наклоняется, полностью закрывают глаза. Лапы, как и хвост, совершенно не слушаются своего хозяина. Стоит ему куда-нибудь заторопиться, он сейчас же падает, и все из-за своих непослушных лап.
Оля, напиши мне о себе. До свидания. Таня.
Б) Здравствуй, Сережа!
Недавно мне подарили очень забавного щенка. Если бы ты увидел, какой он смешной. Кроме этого – игрун и забияка. Даже сейчас, когда я пишу тебе это письмо, он теребит мои ноги. Щенок весь рыжий, когда я сажусь в кресло или ложусь спать, он всегда ложится рядом и сторожит меня. Если меня кто-нибудь тронет, он начинает недовольно рычать, так как лаять пока не умеет. Приезжай к нам в гости и сам увидишь его.
Александр.
7. Д/З: упр. 587 стр.91 ( придумай и запиши 7 предложений)
Классную и домашнюю работы сфотографируй и отправь Копыловой Л.А.



Урок 08.04.2020

Тема: Правописание гласных  в падежных окончаниях прилагательных.
1. Имена прилагательные склоняются.
Окончания прилагательных изменяются в соответствии с разными падежами. Кроме того, прилагательные могут быть мужского, женского и среднего рода, и это тоже влияет на их окончания в разных падежах.
Так как же узнать, какие окончания имеет то или иное прилагательное при склонении?
Нужно помнить о том, что изменение имён прилагательных по падежам связано со склонением существительных.

2. Работа по учебнику: стр. 86, прочитать правило
- Упр. 578 стр.87 (списать)
Прочитать теорию на стр. 87 (Чтобы узнать…)
3. Закрепление материала.
- упр. 579 (списать, поставить крестик над словом, с которым эти прилагательные связаны, по этому слову указать падеж прилагательных).
-  упр.580 (списать, выделить окончания прилагательных)
- Выполнить задание под цифрой 1 .
4. Прочитать теорию на стр. 88 (Прилагательные в форме м.р.)
5. Анализ текста. Прочитать выразительно текст.
Как хорош и привлекателен весенний лес! По прозрачному голубому небу плывут сероватые, словно пуховые, облака.   яркие  солнечные  лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж и пахуч. Сквозь прошлогоднюю  листву пробиваются первые зелёные  росточки. Повсюду на темном фоне дубовых и осиновых стволов мелькают ослепительно белой корой берёзы, зовут напиться прохладного ароматного сока.
- Какова тема этого текста? (записать в тетрадь)
- Определите тип текста  (записать в тетрадь)
- Какое это описание: деловое или художественное? (записать)
- Описание создаётся с помощью использования различных выразительных средств: эпитетов, сравнений.
- Как называется описание природы? (пейзаж)

5. Д/з: упр. 582 стр. 88-89, выполнить задания под цифрами 1, 2
Сфотографировать и отправить д/з Копыловой Л.А.



Урок 07.04.2020

Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
1. Работа по учебнику: с.84 упр.572 списать                          
Например: Добрый к детям, добрый со стариками…
2. Упр. 573 с.84
Составить и записать 4 предложения, подчеркнуть главные и второстепенные члены.
Например: День сегодня ясный, холодный. Подлежащее день, подчёркиваем одной чертой. День (какой?) ясный, холодный (это сказуемые, выражены именами прилагательными, подчёркиваем двумя чертами)
3. Упр. 574 с.85
Списать, подчеркнуть определения и сказуемые, выраженные именами прилагательными)
-Выполнить задание под цифрой 1:  снег (фонетический разбор)
4. Упр. 575  Не выписываем  словосочетания с лишними словами.
Проверка: Холодной водой (Т.п, ед.ч, ж.р.), с весёлыми юношами и девушками (Т.П., мн.ч.), у знакомой старушки (Р.п, ед.ч, ж.р.), на огромном айсберге, с разными сувенирами, о весеннем ливне, с тонким ароматом.
- Прочитать правило.
5. Д/з: упр.577 с.85-86, можно записать слова в 2 столбика: в 1 столбик- имена прилагательные, 2 столбик  - имена существительные ( выделить корень во всех словах) , выполнить задание под цифрой 2.
Д/з выслать мне (Копыловой Людмиле Алексеевне)  ВКонтакте в личные сообщения 



Урок 06.04.2020

Тема: Имя прилагательное как часть речи

1. Работа по учебнику – с.81
- Прочитайте текст «Дятел»
- Ответьте устно на вопросы после текста.
2. Списать предложение в тетрадь Свежий воздух тих и прозрачен.
- Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.
Вывод: чаще всего имена прилагательные являются определениями, но могут и выступать в роли сказуемых. Это краткие прилагательные, которые отвечают на вопросы КАКОВ?, КАКОВА?, КАКОВО?, КАКОВЫ?.
3. Прочитайте правило на странице 85
4. Откройте учебник на странице 81. Выполните упражнение 565. - Спишите, вставьте пропущенные слова, подчеркните прилагательные волнистой линией. Укажите у прилагательных род, число, падеж. Выполните задание под цифрой 2.
5. Упражнение 566- письменно.
- Списать, подчеркнуть прилагательные волнистой линией, указать падеж имён существительных и имён прилагательных.
- Словосочетания, в которых прилагательное употребляется в переносном значении: серым утром, серым днем, черную весть, по шелковым перышкам.
Переносный смысл - это употребление слов в таком значении, которое нельзя воспринимать буквально.
6. Упражнение 567- выразительное чтение. Спишите, подчеркните прилагательные волнистой линией. Выполните задания под цифрой 3, 2.
7. Домашнее задание: упр. 570, выучить правило на стр.85

отправить выполненное д/з Копыловой Людмиле Алексеевне - в контакте

Урок 17.03.2020

В сборнике типовых заданий ВПР выполнить один вариант


Урок 18.03.2020

Тема: Множественное число имен существительных
1. Актуализация. 
А) ра…мышлять о произведени…;
Б) уча…ствовать в соревновани…;
В) обход те…ритори…;
Г) думы об урожа…
 Выполните  задания:
- Вставьте пропущенные орфограммы в словах, аргументируя свой выбор.
- Определите тип словосочетаний: глагольное или именное? Запишите сверху.
2. Изучение нового материала.
   - Запишите слова в 2 столбика: единственное и множественное:
1. цветок
2. ножницы
3. книга
4. брюки
5. лист
6. очки
7. молоко
8. чернила
9. птица
10. кудри
- Ребята,  записанные вами существительные во множественном числе имеют форму единственного числа? Подумайте. 
- В русском языке есть существительные только множественного числа. Запишите некоторые из них в тетрадь.
 СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ТОЛЬКО МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА:
Очистки
Каникулы
Именины
Развалины
Сани
Ворота
Альпы
Карпаты
- Почему Альпы и Карпаты  пишутся с заглавной буквы? (Это собственные имена существительные)
- Ребята, а какая форма множественного числа правильная: листы или листья?(листы - книги, тетради и т.д.; листья – крона дерева)
- У обоих ли слов есть форма единственного числа? (нет, у слова листья нет единственного числа)
- А как быть с существительными зуб и корень? Аргументируйте выбор формы множественного числа в этих словах.
(Зубы – у человека; зубья – у гра'блей. Корни – у дерева; коренья – корни корнеплодов).
- Какие формы множественного числа не имеют формы единственного числа?(коренья и зубья не имеют формы единственного числа).
4. Закрепление. Списать:
Солдаты – солдат□
Ботинки – ботинок□
Сапоги – сапог□
Туфли – ту'фель□
Чулки – чулок□
Носки – носк-ов
- Ребята, перед вами слова во множественном числе. Запишите рядом форму Р.п. мн. числа и выделите окончания в словах. В четвертом слове поставьте ударение.
- Как запомнить написание слов чулок и носков?
Мнемоприем: (запись в тетрадь).  Чулки длинные, а в Р.п. мн.ч. слово короткое (чулок□). Носки короткие, а в Р.п. мн.ч. слово длинное (носк-ов).
Работа по учебнику:  упражнение 553, 554, с. 220.  
- Домашнее задание: ВПР, вариант 12.



Урок 19.03.2020


Тема: Морфологический разбор имени существительного

1.   Актуализация опорных знаний

-У каждой части речи есть свои отличительные признаки, знание которых облегчает постигать законы правописания.

– Сегодня  нам предстоит  вспомнить определение имени существительного как части речи, постоянные признаки имени существительного, непостоянные признаки имени существительного, его синтаксическую роль в предложении для того, чтобы создать морфологический портрет имени существительного.

 А)  сравним устно :

              Мне  подарили Тузика.

              Мне подарили конфеты «Тузик».

- Почему  в 1-м предложении слово Тузик – в вин.п.. а  во 2-м – в им.п. и в кавычках?

     1-м предлож. Тузик – одушевл. Сущ., поэтому в вин.п. отвечает  на               вопрос  кого? Во 2-м предлож. «Тузик» - название конфет, сущ. Неодуш., поэтому  кавычки и им.п. : конфеты какие?)

-- Для выполнения следующего задания ответим на вопрос: какие существительные являются названиями единичных предметов, выделяемых  из однородных? (имена собственные)

Б) Списать, раскрыть скобки -  на правописание имен собственных и нарицательных (обучение и закрепление)

Птица (О,о)рел, журнал «(О, о)гонек», город (О,о)рел, природа (С,с)ибири, теплоход «(О,о)рел», яркий (О,о)гонек, (Р,р)оссия,  повесть Аркадия Петровича Гайдара «(Т,т)имур и его команда», герои (Ч,ч)ук и (Г,г)ек, озеро (Б,б)айкал, кинотеатр «(К,к)олос».

-Итак, для того, чтобы достичь цели урока, нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем об имени существительном, делать мы это будем постепенно, выполняя определённые задания и отвечая на задаваемые мною вопросы. Начинаем.

ВОПРОС №1: Что такое имя существительное, как часть речи?

Задание №1

найдите в предложении имена существительные, определите число и падеж.

Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный мыслями, знаниями.

                                книга (им.п., ед.ч.)

                                 сосуд-им.п., ед.ч.

                                 мыслями   -тв.п., мн.ч.

                                знаниями   --тв.п, мн.ч.

Вопрос №2: Назовите постоянные грамматические признаки имени существительного?

ЗАДАНИЕ №2:   определите постоянные признаки имен существительных из предложения:

                Не красна книга письмом, красна умом.

книга – сущ. Нариц., неодушевл., ж.р., 1склон.

 письмом – сущ. Нариц., неодуш., ср.р., 2склон.

 умом       -  сущ.нариц., неодуш., муж.р., 2склон.

                 А у Левки все ловко.

Левка – сущ. Собств., одуш., муж.р., 1склон.

Вопрос №3: Назовите непостоянные грамматические признаки имени существительного?

ЗАДАНИЕ№3:    выбрать из текста только по непостоянным признакам имена существительные.

Если человек никогда не раскрывал хороших книг, не запоминал хотя бы  четверостишия любимого поэта или вообще такового не имеет, он обречен на  духовную нищету. Он сам лишил себя радости, которой наслаждаются люди, общающиеся с миром прекрасного.  (Л.Кассиль)

                      множеств. число, именит.падеж – люди

                      Единств.число, имен.п. ------ человек
                      Множеств.число, род.п. ---    книг
                       Единств.ч., винит.п. -    нищету
                       Единств.ч., род.п. ----        четверостишия, поэта, радости
                       Единств.ч., твор.п. -------- с миром
Вопрос №4: Расскажите о синтаксической роли имени существительного.
Задание №4: выполните синтаксический разбор предложений в тетрадях.
             Книга – мудрое творение человека.
               Дорога к знаниям длинна, но прекрасна.
               Книги созданы умом человека и его руками.
- Итак, благодаря вашим ответам и выполненным заданиям, мы можем создать морфологический портрет имени существительного. Из чего же он состоит?
-значение имени существительного;
-постоянные признаки имени существительного;
-непостоянные признаки имени существительного;
-синтаксическая роль в предложении.
Познакомимся с порядком морфологического разбора предложения (работа с учебником)
Выполнение упражнения 498
Запись предложения и морфологический разбор существительных.
       Книги созданы умом человека и его разумом.
  1. Книги-сущ. (что?)
  2. Н.Ф. –книга; нариц., неодуш., ж.р., 1склон., в им.п.
  3. Созданы (что?) книги.
Человека-      сущ., (кого?)
н.ф. человек; нариц., одуш., муж.р., 2склон.
1.     умом (чьим?) человека.
Записать текст, подчеркнуть имена существительные, выполнить морфологический разбор  3 имён существительных
                Конец февраля. В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блестки инея. Они украшают в алмазный наряд ветки деревьев. Не сбросили еще снежные шапки деревья, но в воздухе уже чувствуется приближение весны
Подведение итогов. Вы показали свои знания и умения по теме урока. Вы хорошо знаете, что такое имя существительное, умеете определять постоянные и непостоянные признаки этой части речи, роль в предложении.

Домашнее задание: ВПР, вариант 13


Урок 20.03.2020

Тема:  « Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном»

Задание 1. Просклоняйте существительные:
И.п. родина                простор                молодёжь
Р.п. родины                простора                молодёжи
Д.п. родине                простору                молодёжи
В.п. родину                простор                молодёжь
Т.п. родиной                простором                молодёжью
П.п. о родине                на просторе                о молодёжи

 - Выделите окончания существительных. Какой вывод можно сделать о правописании падежных окончаний существительных в единственном числе? (Правило)

Задание 2.  Синтаксический  разбор предложения  в тетради:
В школе ребята читали стихи о родине, о счастье, о жизни.
- Объясните постановку знаков препинания в предложении.
- Сделайте вывод о том, какую роль может играть существительное в предложении.
- Выделите окончания в существительных – однородных членах. Объясните свой выбор. (Правило ещё раз).
- Морфологический разбор: о жизни3
Задание 3.  Списать текст, подчеркнуть грамматические основы в каждом предложении.   Выписать существительные в столбика  (одушевлённые – неодушевлённые – в начальной форме).
Кошка осторожно выглянула на улицу, понюхала весенний воздух и с любопытством посмотрела на Мишку. Мальчик стоял возле большой лужи, в которой отражалось яркое весеннее солнце, слушал, как кричат воробьи на берёзе, смотрел, как к нему через дорогу перебирается его старый приятель Колька. Наверное, возвращался из школы…
Одушевлённые                        Неодушевлённые
Кошка                                        Улица
Мишка                                       Воздух
Воробьи                                    Лужа
Приятель                                  Солнце
Колька                                     Берёза
                                                 Дорога
                                                 Школа

- Какие из записанных слов являются собственными? А все остальные слова … (нарицательные).
- Как пишутся имена собственные? (С большой буквы) А названия чего-либо: книг, газет, журналов, кафе, спектаклей, кинофильмов и т.д.? (В кавычках)
Ребята ходили в киноцентр «Луна» на фильм «История дельфина». (Назовите собственные и нарицательные существительные; объясните написание).
Задание 4. Спишите,  определите склонение имён существительных
Осень, зима, весна, лето; март, апрель; ель, сосна; вьюга, метель, солнце, радость.

Задание 5. Осложнённое списывание.
Задание: определить склонение и падеж имён существительных и в соответствии с этим дописать их окончания.
Поездка по Волг…, доехать до деревн…, жить в деревн…, ошибка в изложен…, побывать на лекц… в планетар…; работать в лаборатор…, учиться в консерватор…, отдыхать на пляж…, говорить о живопис…

- Какие виды орфограмм вам встретились? Подчеркните известные вам орфограммы.
 - Составьте с любым словосочетанием  предложение с обращением. Запишите в тетрадь.
Повторение. Что такое обращение? Как обращение выделяется на письме? Является ли обращение каким-либо членом предложения?
Задание 6. Тест
Прочитайте два текста и выполните задания. 
Текст 1
Вода сплошной пеленой валила за окном. В небе то и дело вспыхивали нити, небо лопалось, комнату
заливало трепетным, пугающим светом. (Булгаков) 
Текст 2 
Грянул гром, чашка неба расколота, 
Тучи рваные кутают лес. 
На подвесках из легкого золота 
Закачались лампадки небес. (Есенин)
1. Какая тема объединяет тексты? 
а) Дождь. 
б) Ночь. 
в) Гроза. 
г) Лес. 
2. В каком ряду все имена существительные среднего рода? 
а) вода, чашка, пеленой 
б) небо, за окном, из золота 
в) гром, светом, лес 
г) дело, в небе, комната
3. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
4. Имя существительное изменяется по:
а) числам; б) родам; в) лицам.
5. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении “ Тучи рваные кутают лес ”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
Домашнее задание: контрольные вопросы и задания на с. 212, упр. 544, выполнить вариант 14 (ВПР)


1 комментарий: