Краеведение

Урок 12.05.2020

Ребята,у нас в этом году последний урок краеведения. Нам нужно обобщить ваши знания,полученные в 5 классе. Для этого вам нужно ответить на вопросы :
Сделать фото ответов,выслать учителю 
ВК:https://vk.com/id80295824

1.От чего город Курган получил своё название?
От захоронений кочевников. Ханскую дочь 
От захоронений кочевников. Хана Батыя 
От климата и климатических условий 
От реки Тобол 
2.Кто написал: «Холм сей в окружности имеет 240 аршин».
Тимофей Невежин 
Смолин 
Петр Палас 
Гальстон 
3. Кто основал Царёво Городище?
Тимофей Невежин 
Смолин 
Петр Палас 
Гальстон 
4.К сер. 19 века город стал центром торговли продуктами земледелия и скотоводства:
Хлеб 
Сало 
Мясо 
Кожи 
1,2,3,4-то есть всего того,что перечислено:хлеб,сало,мясо,кожа
5.
 
Соотнеси:    
1. мукомольный завод, салотопенный завод, винокуренный завод, Пивоварней завод 1. Меньшиков и Дунаев    
2.Мельница(ы) 2.Смолин    
3.Салотопленный завод 3.Березина    
4.Кожевенный завод 4.Братья Ушаковы    
5.Винокуренный завод 5.Гальстона    
 
1-2; 2-1; 3-3; 4-5; 5-4
6.Поставь на место №1,2… слово или цифру.
Перед Октябрьской революцией 1917 года Курган был 1 и 2 городом. Его население составило около 3 тысячи человек. Работало 4 предприятий с шестью тысячами рабочих; действовала 5 больницы на 6 коек. Образование: 7 и 8 гимназии.
Промышленным 
Культурным 
40 
49 
100 
Женская 
Мужская 
7. Написать описание флага и герба Кургана и Курганской области.



Урок 28.04.2020

Классная работа
Задание:
1.Прочитать текст
2.Записать тему урока в тетрадь.
3.Выписать из текста виды Зауральских ремёсел.
     Домашняя работа
Задание:
Подготовить рисунок, фотографию, отражающую народные промыслы своей местности. 

Тема: Многообразие  художественного ремесла Зауралья.


Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.
Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.
В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся, даже вспомним некоторые из них. 
В старину люди зарабатывали на хлеб насущный, занимаясь различными ремеслами. 
– Что такое «ремесло»?
Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.
- Сохранились ли ремесла сегодня?
Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества – сейчас мы называем это «промыслы». В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел».
Народный художественный промысел – одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначений.
Современные народные художественные промыслы – это собственно художественные производства, решающие различные художественные задачи. 
Мастер народного художественного промысла – человек, который изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями. 
Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, и малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население вынуждено было заняться созданием промысловой продукции, которую можно было обменять на продукты питания, одежду, другие необходимые предметы. 
Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в своих произведениях. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века.
- Какие виды народных промыслов вы можете назвать? (ответы детей)
- А что же наш край зауральский? Какими промыслами богат он? (ответы детей)
Основными видами промыслов и ремесел Зауралья являются: резьба по дереву, ткачество и ковроделие, вышивка, художественная обработка соломки и бересты, лозоплетение. 
В 17 – начале 20 в Зауралье получили развитие различные промыслы. Жители региона занимались пимокатным, шубным, мыловаренным, кожевенным, овчинным промыслом, кузнечным делом. Давайте послушаем о промыслах Зауралья.
Дом снаружи украшался резьбой из дерева. Ворота украшала пропильная и накладная резьба. На фасаде дома красовались наличники с узорами - образами растительного и животного мира.
В старину в Зауралье ткачеством занимались повсеместно. Каждая женщина умела прясть и ткать. Почти в каждой крестьянской избе были кросна - ткацкий станок. Ткали изо льна, шерсти, старых тряпочек. Обязательной принадлежностью каждого дома были половики. Узор половиков составлял геометрический орнамент, основной мотив орнамента – ромб, древний символ плодородия, знак земли, давшей всходы.
Зауральский регион стал одним из центров выделки сибирских ковров. В Шадринском уезде производились различные виды ковров: для саней, настенные, налавочники , насундучники . Промысел возник в 19 веке. 
В доме на стене, чаще всего у кровати, красовался ковёр. В центре чёрного поля пламенел букет цветов. Почему же в Зауралье фон ковра был черным? Жизнь ковра долгая. Его ткали не на одно десятилетие. При наших длинных зимах, когда печь топили каждый день, когда лучина коптила воздух, ковёр и должен быть таким, чтобы не поддаваться копоти, саже, выдерживать чистки на снегу. Самотканые ковры ушли из нашего обихода совсем недавно.
В Сибири зимы суровые. Согревают в такие морозы твои ноги валенки. История валенок в Курганской области начинается с 17 века. 
В разных регионах России валенки называли по-разному: чёсанки, катанки, а у нас – пимы. Валенки из козьей шерсти назывались волнушечки или выходки, а из овечьей шерсти – катанки. 
И в 21 веке валенки служат верой и правдой сибирякам. В них ни за что не замерзнешь в самый лютый мороз, а кто не верит – проверьте!
Зауралье всегда славилось своими вышивальщицами. Особой приметой нашего края были филейки . Филейка – это вышивка по плетеной сетке. Сеточка плелась как рыболовецкая сеть. Затем натягивалась на пяльцы, и выкладывался рисунок. Вышивались филейки к свадьбе для приданого. Нет филеек - нечего думать и о замужестве. 
Сегодня зауральские мастера не только хранят и продолжают традиции своих предков, но и развивают новые направления декоративно-прикладного искусства. Появилась уникальная техника работы с объемной аппликацией из соломки, популярны занятия с берестой, стилевая роспись по дереву и металлу. В Зауралье живут и работают более 3000 народных мастеров, умельцев, действуют около 50 объединений вышивальщиц, лоскутниц, кукольников.

Урок 14.04.2020

Тема:Производство глиняной посуды на территории Курганской области. 

Прочитать текст,сделать конспект в тетрадь письменно, отравить  на страницу ВК:https://vk.com/id80295824
составить кроссворд по теме
Технология изготовления глиняной посуды в Южном Зауралье в древности
На основании археологических данных мы можем сейчас говорить о возникновении гончарства в среде человеческого общества более 30 тысяч лет назад. По крайней мере в чешском местечке Дольни Вестоницы на стоянке людей эпохи верхнего палеолита археологи обнаружили глиняные антропоморфные фигурки, которые подверглись уже термическому воздействию. Скорее всего, это были опыты ознакомления с одним из природных материалов, в результате которых некоторые глиняные изделия оказались в костре. Трудно пока сказать, случайно это произошло или нет. Во всяком случае, опыт дал конкретные результаты. 
Одной из версий происхождения гончарства является так называемая «корзиночная теория». Суть ее заключается в том, что первобытные люди вначале использовали для своих надобностей плетеные из ивовых или других прутьев корзины. Затем они пришли к решению облепливать эти емкости глиной. Однако на практике археологи еще не встречали сосудов с выгоревшими прутьями в стенках.
Мы знаем, что глина, как строительный материал, применялся с древних времен. Поэтому люди уже рано освоили такие ценные качества глины, как пластичность и свойство превращаться в каменноподобное состояние после обжига. Скорее всего, изобретение гончарства происходило в разных местах. Да и поводами для появления керамики (обожженных глиняных изделий) явились разнообразные случаи.
На Южном Урале первые сосуды относятся ко времени неолита, примерно 8-5 тысяч лет назад. Во времена энеолита (меднокаменного века) керамикой пользовались представители племен рыболовов и охотников, располагавшиеся у восточного склона Уральских гор, используя полосу озер, которые вытянулись с юга на север вдоль гор. Среди известных озер, где можно встретить стоянки людей энеолитической эпохи, были такие озера, как Банное, Карабалыкты, Суртанды в районе Магнитогорска, затем озера Большое и Малое Миассово в Ильменском заповеднике, озера Чебаркуль и Тургояк. Далее на север – известные озера Аргази и Увильды. На Увильдах энеолитический горшок обнаружили в самом озере на глубине около 10 метров! Что он там делал и как попал – вопрос остается открытым, можно только предполагать.
Особенностью энеолитических, впрочем как и неолитических, сосудов является круглодонная или приостренная нижняя часть сосудов. Они изготавливались из глины с большой примесью талька. В среде археологов бытует мнение, что тальк, как искусственная примесь к глине, является чисто уральской особенностью технологии керамики. И действительно, примесь талька широко использовали племена бронзового века Южного Зауралья. Для неолитических и энеолитических сосудов характерна орнаментация, как правило, зубчатыми инструментами практически полной внешней поверхности сосуда. В неолите часто можно было встретить орнамент из зубов диких животных (лисицы, горностая и других). У рыболовов орнаментиром могли служить раковины моллюсков с волнистой, ребристой поверхностью.
Для эпохи бронзы характерна уже плоскодонная керамика с рельефным профилем и орнаментацией зубчатым и гладким инструментом. Встречаются вдавления краем инструмента и овально-округлые вдавления. Стоит отметить керамику времени укрепленных поселений бронзового века в южной части Челябинской области. Таких поселений, типа Аркаима и Синташты, теперь известно более двадцати на территории размером 200 на 300 км. 
Интересно, что часть керамики бронзового века изготавливали из мелких уплощенных кусочков глины, которые называются лоскутами. Для этого брался какой-либо горшок с конической придонной частью и переворачивался вверх дном. Затем он накрывался и обтягивался влажной тканью из растительных волокон, а поверх него накладывался 1 или 2 слоя лоскутов. Сосуд на шаблоне (у специалистов, изучающих технологию, данный шаблон называется формой-основой) изготавливался до максимального расширения сосуда-шаблона. На следующем этапе сосуд-шаблон вынимался изнутри облепленного слоя лоскутов. С влажной глиняной заготовки снималась ткань, вследствие чего на внутренней поверхности сосуда оставались следы отпечатков ткани. Подобные отпечатки ткани фиксируются на посуде синташтинского, петровского и части сосудов алакульского типа.
Каждый культурный тип сосудов отличается своеобразием. Ранние сосуды бронзового века на Урале отличались трехчастным делением профиля. То есть сосуд четко был оформлен на три части: придонная часть, плечо, отогнутый наружу венчик. Даже была характерна некоторая острореберность на уровне максимального расширения тулова сосуда. Такие сосуды были достаточно больших размеров и они называются у археологов корчагами. Их было немного, а основную часть посуды составляли горшки примерно 15-25 см высотой.
Чуть позже синташтинской посуды в Южном Зауралье появляется петровская керамика. Она также имеет трехчастную структуру профиля сосудов. Особенностью ее формы является наличие воротничка в верхней части сосуда – на венчике. Простая орнаментация, выполненная, главным образом, гладким инструментом могла заполнить или все пространство внешней поверхности сосуда или она располагалась по трем зонам, разделенным промежутками без орнаментации.
На рис. 4 представлен сосуд из Алакульского могильника, исследованного в Курганской области. Орнаментация изображенного здесь сосуда наиболее характерна для сосудов петровской культуры Северного Казахстана.
Алакульский тип горшков отличается своеобразным уступчиком в месте перехода плечика сосуда в тулово. Это один из самых распространенных в Южном Зауралье типов керамики.
Алакульская орнаментация имеет как трехзональную, так и двухзональную структуру. Практически обязательна неорнаментированная зона по плечику сосуда. При двухзональной орнаментации придонная часть оставалась свободной от рисунка. Орнамент наносился как зубчатым, так и гладким инструментами. На петровской керамике, главным образом, отмечается орнаментация гладким инструментом.
На рис. 8 представлен алакульский сосуд с достаточно ранним признаком: у него в месте перехода плечика в тулово имеется еще уступ-ребро вместо отчетливо проявленного уступчика.
Зачастую на памятниках середины и второй половины бронзового века наряду с алакульской керамикой встречается так называемая федоровская керамика. Данный тип керамики назван по материалам из могильника у поселка Федоровка, расположенного примерно в 20 км к северу от г. Челябинска. 
Федоровский тип керамики отличается плавной профилировкой сосуда, изящества добавляет выделенная в виде своеобразного поддона самая нижняя часть сосуда. Обычно богатая мелкозубчатая орнаментация нарядно украшает федоровские глиняные изделия. В качестве горизонтальных разделителей зон орнаментации служили канелюры – желобки шириной 0,5 см, проведенные гладким заоваленным твердым инструментом.
Особенностью федоровской керамики является то обстоятельство, что она встречается в Южном Зауралье главным образом только в погребениях. И эти погребения обычно связаны с таким обрядом погребения усопших, как кремация. Умерших сжигали на огне, а останки вместе с посудой, украшениями или орудиями труда клали в могильную яму.
В таких погребениях в причелябинской округе наряду с парадными сосудами встречаются еще и низкие 4-5 см высотой подпрямоугольные блюда-жаровни.
На рис.10 федоровское блюдо приведено вверх дном, чтобы лучше была видна орнаментация по его бортику. Зачастую блюда имели по 4 углам своеобразные ушки – ручки для удерживания и переносе блюд.
Для следующей эпохи раннего железного века характерны уже сосуды главным образом без орнаментации. Если для эпохи бронзы можно было встретить сосуды с лощением (федоровский тип) или с плотным заглаживанием поверхности твердым инструментом до матовой подлощенности (синташтинский тип), то сосуды I тысячелетия до н.э. сделаны уже грубовато, без особой тщательности. Видимо, это было оправдано техническим прогрессом, так как у представителей кочевых племен появились уже в обиходе бронзовые котлы, а гончарная посуда стала играть подсобную роль. Она также лепилась в основном из лоскутов.
В средневековье (I тысячелетие нашей эры) керамика в нашем регионе также изготавливалась без особой тщательности и преимущественно без орнаментации. Однако в погребениях встречаются уже образцы посуды, сделанной на гончарном круге. Это в основном керамика была привезена с юга. Например, в Средней Азии гончарная посуда была уже известна с III тысячелетия до н.э.
Особенности глины, этого особого минерального сырья, давали возможность использовать его в течение тысячелетий. При этом сохранялись не только некоторые формы керамики, но даже и технологические особенности.





Эксклюзивная керамика от зауральских мастеров

В Кургане открылась выставка народных ремесел 
Керамическую посуду найти сегодня, конечно, можно, только вот своим дизайном она вас вряд ли удивит: на полках магазинов обычно красуются незамысловатые чашки, да тарелки. Хотя порой уж очень хочется порадовать себя и близких красивой, необычной кухонной утварью. На днях возможность увидеть и приобрести одни из лучших образцов керамики, наконец-то, появилась: в «Народной галерее» Курганского областного Центра народного творчества открылась выставка народных ремесел Зауралья «Дерево, керамика, стекло».
В залах представлены работы двух объединений мастеров – «Осминин и Ко», а также «Русские узоры» под руководством Юрия Носкова.
Первые на курганский рынок уверенно вышли еще в 2009 году, хотя начинали гораздо раньше – с начала 2000-х. Сначала пробовали себя в лепной керамике, изготавливали в основном сувенирную продукцию. Но как только сбылась мечта, и в мастерской появился гончарный круг, тут же попробовали изготовить изделия посерьезнее: крынки, чайники, миски, кружки, кумочки, кувшины – чего только не найти!

Посуду делают в технике молочения: после первого обжига керамику опускают в молоко, потом снова ставят в печь. Благодаря такому способу изделия приобретают особый золотистый цвет (кстати, своими благородными оттенками и славится зауральская глина) и хорошую плотность – посуда не пропускает воду. Кстати, она еще и прекрасно сохраняет свойства продуктов. Например, в глиняном кувшине натуральное молоко может простоять несколько дней.
Многие из глиняных новоделов в точности повторяют форму керамической посуды прошлых веков. Для того, чтобы узнать тонкости древней техники, зауральские мастера активно сотрудничают с Курганским госуниверситетом и вместе со специалистами выезжают на археологические раскопки. Некоторые находки, кстати, тоже представлены на открывшейся экспозиции.

Кроме керамики «Осминин и Ко» предлагают зрителям оценить и другой опыт мастеров – витраж. В этой технике на выставке показаны всего несколько работ, зато каких! Удивительные подсвечники вряд ли оставят ценителей равнодушными. По соседству с яркими предметами интерьера разместились изделия «Русских узоров»: малые декоративные формы – тарелки с резьбой и росписью, а также образцы объемной резьбы и предметы, выполненные из разных сортов дерева.

Разнообразная по цвету и фактуре деревянная мозаика или, как говорят сами мастера, маркетри – может оказаться как на столешнице, так и на дверцах плательного шкафа. «Вещи, сделанные своими руками, очень отличаются от всего того, что мы привыкли видеть в современных интерьерах», — в интервью журналистам сказал Юрий Носков, руководитель объединения мастеров «Русские узоры». — «Такая мебель несет и хранит в себе особую энергетику».
Выставка продлится до середины февраля. Некоторые изделия можно приобрести либо непосредственно в «Народной галерее», либо у самих мастеров.

Урок 17.03.2020

Добрый день, пятиклассник!

Прочитай текст и ответь на вопросы письменно
История становления и развития народных промыслов Зауралья

Существование разных видов промыслов в Зауралье обусловлено природой края, составом населения, социально-экологическими причинами.

Русские начали осваивать край с конца XVI века, значительно потеснив
кочевников (башкир и татар), а также «лесных охотников» (полуоседлые рыболовы и охотники). Значительную часть переселенцев составляли староверы из Архангельской губернии и Предуралья. Позднее в поисках лучшей доли шли крестьяне из центральных и южных областей России. Являясь «воротами в Сибирь», Зауралье много веков было на перекрестке Запада и Востока. Культурные традиции разных народов смешивались здесь между собой.

Развитие капитализма, рост городов, технический прогресс, торговля, а позднее революция и коллективизация – все это оказывало сильное влияние на народное искусство края, иногда стимулируя развитие отдельных его видов, а иногда задерживая его.
В старину основным занятием крестьян было сельское хозяйство с главными отраслями - хлебопашеством и скотоводством. Семейный характер крестьянского хозяйства толкал его к полифункциональности, основной задачей которой являлось обеспечение стабильности хозяйства, не ограничивавшееся только отраслями сельского хозяйства. Многие причины: полунатуральность хозяйства, избыток рабочих рук (особенно зимой), потребность в свободных капиталах (и их хроническое отсутствие) - вели к сосуществованию сельского хозяйства (как основной производственной деятельности) с разнообразными крестьянскими промыслами. Понятие промысла было очень широким, охватывающим как занятия, связанные с присвоением продуктов природы (охота, рыболовство, сбор ягод),так и некоторые подсобные земледельческие занятия (садоводство, огородничество и т.д.), услуги (извоз), добычу сырья и обработку сельскохозяйственной и промышленной продукции, работу по найму и т.п. Кустарные промыслы составляли по своему значению и по основным экономическим показателям костяк промысловой деятельности населения. Под кустарным промыслом понимали, как правило, мелкую крестьянскую обрабатывающую промышленность на домануфактурной стадии развития. На развитие кустарных промыслов влиял целый комплекс факторов. Это, прежде всего, экономико-географический фактор, факторы показателей рынка, развития и давления фабрично-заводской промышленности европейской России и Урала,
«отодвигавших» ремесла на периферию. Основная масса кустарей и ремесленников группировалась среди бедных слоев деревни. Наиболее доходные отрасли крестьянской промысловой деятельности так же, как торговля, мукомольная, скотопромышленность, салотопенное дело, извоз, концентрируются в руках  деревенской верхушки. Так, под влиянием процесса дифференциации крестьянства сельские кустарные промыслы расцветают и переживают бурную эволюцию в конце XIX - начале XX вв__
Еще в конце 50-х годов XIX в. крестьяне отдельных селений специализировались в различных отраслях ремесел. Например, в селе Канашинском специализировались на выделке кож и овчин. В селах Иванищевском и Сосновском занимались изготовлением конской сбруи, оконных рам, простой мебели, глиняной посуды.
Крестьяне Смолинской и Вознесенской волостей, более богатых лесом,
изготовляли решето, веретено, тележные ящики, колеса, сани, бочки. В Михонской волости ткали скатертные и салфеточные холсты, не уступавшие чистотой и прочностью фабричным. В Иванищевской волости было развито гончарное производство. Пимокатный промысел был развит в Ольховской и Воденниковой волостях, в Замараевской – гончарный, в деревне Маровой – выделка кружев, Тебенякская волость – кузнечное производство. Одним из существенных факторов, оказывающих воздействие на развитие ремесел, было наличие городов как центров торговли и транспортных узлов. Их местоположение влияло на географию распространения промыслов.
Изделия кустарей были грубыми, но часто отличались прочностью. Это не значило, что в Зауралье не было искусных кустарей. Однако главное требование, которое предъявляла основная масса потребителей кустарной продукции её дешевизна - заставляла искусных мастеров идти на снижение качества изделия (т.е. на уменьшение издержек производства), т.к. высококачественные изделия не находили сбыта на рынке. Невысокий уровень грамотности среди кустарей также не позволял освоить даже вполне доступные приемы, могущие улучшить производство.
Особенностью зауральских промыслов было сочетание разных по уровню
развития форм домашней промышленности, ремесла, мелкотоварного производства и капиталистической мануфактуры. Саморазвитие промышленных
форм в крае, шедшее естественным путём под влиянием роста местного рынка,
осложнялось вторжением более развитых форм организации производства «извне», со стороны российского и мирового рынка, что и объясняло отмеченную выше пестроту хозяйственных форм. Домашняя промышленность представляет собой первичный и чрезвычайно трудно фиксируемый уровень промышленного производства. Вероятно, одной из наиболее развитых её отраслей было ткачество. В крае довольно широко было развито льноводство. Посевы льна достигали в регионе 14000 десятин. В большинстве районов лен разводили не на продажу, а для обслуживания собственного производства тканей. Домашняя промышленность не выходила за рамки обслуживания домашних и хозяйственных потребностей крестьянской семьи, давала ей, прежде всего, одежду, затем простейшие хозяйственные инструменты и орудия, бытовые предметы и т.д.Те необходимые в крестьянском хозяйстве и быту предметы, производство которых было связано с использованием специального инструментария и профессиональных знаний и умений. Подавляющее большинство предприятий ремесленного типа было в кузнечном (84,9% кустарных заведений) и сапожном (48%) деле. В ряде отраслей сложились благоприятные условия, подготовлен-ные, прежде всего, развитием рынка и спросом на отдельные товары, способствовавшие перерастанию ремесла в мелкотоварное производство.Из среды мелких кустарей начинают выделяться отдельные владельцы кустарных заведений, которые по сути дела перерастают уровень мелкотоварного производства, превращаясь в организаторов капиталистической мануфактуры.
Таким образом, особенностью Южного Зауралья является сочетание разных по уровню социально-экономического развития форм организации промышленной деятельности: наряду с домашней промышленностью и ремеслами,
развитыми мелкотоварным укладом, существуют частнокапиталистические и
кооперативные предприятия. Ниточками между этими разноуровневыми, однако же в силу исторических обстоятельств сосуществующими укладами служили рыночные, торговые связи.
?Вопросы и задания
1. Почему культурные традиции разных народов смешивались в Зауралье?
2. Что влияло на развитие народного искусства нашего края?
3. Раскройте понятие кустарного промысла.
4. Какими ремеслами были заняты крестьяне в конце 50-х годов XIX в.?
5. Охарактеризуйте особенности Зауральских промыслов по уровню развития форм домашней промышленности, ремесла, мелкотоварного производства и капиталистической мануфактуры.


Комментариев нет:

Отправить комментарий