Литература

Урок 22.05.2020

Тема: Итоговая контрольная работа.

1.  Ответьте  письменно на вопросы:
(с. 269-280  Дж. Лондон «Сказание о Кише» )

1) Где жил Киш?
2) Что такое иглу?
3) Сколько лет было Кишу?
4) Кем был отец Киша?
5) Что случилось с отцом Киша?
6) Почему все охотники – и седые, и молодые - разинули рот?
7) Как зовут мать у мальчика?
8) Почему на третий день Киш пришёл с гордо поднятой головой?
9) Сколько часов подряд спал Киш?
10) Кого убил Киш?
11) Чему удивлялись люди в посёлке?
12) С какой просьбой обратился Киш  к  Клош-Квану и охотникам?
13) Что за способ придумал Киш, чтобы можно было легко убить полярного медведя?
14) Какое качество проявил Киш на охоте?

Ответы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.



Урок 20.05.2020

Тема: Джек Лондон. «Сказание о Кише»
1. Вступление:
- Проанализировав плохие и хорошие поступки Тома в 1 главе, мы понимаем, что поведение Тома не всегда правильное. Но из-за этого он нам меньше не нравится. Тогда почему он так поступает? Конечно, не со зла. Начитавшись историй о смелых и отважных разбойниках, которые борются за справедливость и помогают слабым, он ищет приключений в реальной жизни. И пусть взрослым не нравится то, что он делает, но ведь он всеми силами пытается изменить скучную и однообразную жизнь в городке. У Тома много хороших качеств, много хороших поступков он совершил.
Том – шалун и выдумщик. Он, с одной стороны, нам нравится, потому что он искренний, активный мальчишка, с другой стороны, мы понимаем, что не всегда Том совершает хорошие поступки. Нужно ли его за это ругать, мы выясним, прочитав ещё одну главу из повести.
- Откройте учебник на стр. 261, найдите 2 главу «Великолепный маляр»,  прочитайте.
-  Ответьте письменно  на вопросы:
1) Что в субботнее утро нёс Том в руках?
2) Почему вдруг Том с бешеной энергией стал белить забор?
3) Что было в карманах у Тома?
4) Чьих ядовитых насмешек Том опасался больше всего?
5) Что изображал Бен?
6) Что у Бена было в руках?
7) Почему Бен отдал яблоко Тому?
8) К середине дня из почти нищего Том стал магнатом. Кто такой магнат?
9) Во сколько слоёв был покрыт забор извёсткой?
2. Вопрос:
- Почему до сих пор повесть с интересом читают дети, хотя с момента издания прошло больше 100 лет?

3. Вывод:
 «Жить на свете не так уж скверно», – подумал Том. Сам того не подозревая, он открыл великий закон, управляющий человеческими поступками. Этот закон гласит: для того чтобы мальчишке или взрослому – это все равно кому – захотелось чего-нибудь, нужна только одна вещь: чтобы этого было трудно добиться. Если бы Том Сойер был выдающимся мыслителем вроде автора этой книги, он бы пришел к выводу, что работа – это то, что человек вынужден делать, а игра – то, что он делать совершенно не обязан. И это помогло бы ему уяснить, почему делать искусственные цветы или носить воду в решете есть работа, а сшибать кегли или карабкаться на гору Монблан – приятная забава. Говорят, в Англии есть богачи, которым нравится в летнюю пору править почтовой каретой, запряженной четвериком. Такая возможность стоит им бешеных денег, но, если бы они получали за это жалованье, игра превратилась бы в работу и потеряла всю свою прелесть.
4. Д/З: ответы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.

Урок 18.05.2020

Тема: Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.
1. Откройте учебник на стр. 251, прочитайте стать  о писателе зарубежной литературы Марке Твене.
2. Биография М. Твена.
Марк Твен (настоящее имя – Сэмюэл Клеменс) – писатель и журналист.
Ранние годы
Будущий классик американской литературы родился в 1835 году в поселке Флорида (штата Миссури).  Отец умер, когда мальчику исполнилось 13 лет, мать прожила долгую жизнь и умерла на 87 году жизни. Кроме Сэма, в семье было еще 3 ребенка: два мальчика и девочка. После смерти отца  главным в семье стал старший брат Сэма Орайон. Именно он открыл семейное дело: стал  издавать газету. В издательстве трудился и Сэмюэль, сначала в качестве наборщика, а потом как журналист.  
Потрудившись какое-то время на брата, Сэмюэль понял, что его «зовет» река. Он стал лоцманом на пароходе. Работа ему нравилась, но Гражданская война привела к исчезновению частного пароходства. Сэмюэль был вынужден снова заняться поисками средств к существованию.
Первые литературные опыты
Свой первый юмористический рассказ Твен опубликовал в 1865 году. Он принес ему успех и был даже назван лучшим юмористическим рассказом, созданным в Америке американским писателем. Марк  Твен  в 1866 году Твен первый раз отправился заграницу, посетил Европу и Ближний Восток. Интересно, что во время этой поездки он также посетил и Российскую империю, в частности, побывал в Крыму.
Последние годы
В последние годы финансовые дела писателя сильно пошатнулись, но положение спас нефтяной магнат Генри Роджерс, который стал близким другом писателя. Марк Твен                  умер он в 1910 году от приступа стенокардии.
3. Откройте стр.252, прочитайте 1 главу «Том играет, воюет, скрывается»
4. Ответьте письменно  на вопросы:
1) Настоящее имя Марка Твена.
2) Как звали тётю Тома Сойера?
3) Что ел Том в чулане, когда его отыскала тётя?
4) Почему Том жил у тёти Полли?
5) Как зовут сводного младшего брата Тома Сойера?
6) Почему Том чувствовал себя как астроном, открывший новую планету?
7) Чем закончилась драка между Томом и незнакомым хорошо одетым мальчиком?

5. Д/З: ответы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А. 

Урок 15.05.2020

Тема:   Марк  Твен «Приключения Тома Сойера».
Том Сойер и его друзья
1. Проверка д/з:
- Откройте учебник на стр.241, прочитайте историю шестую  «Лапландка и финка»
- Ответьте на вопросы письменно:
1) Где остановился олень?
2) Что делала старуха лапландка?
3) На чём старуха написала два слова финке и велела это беречь?
4) В какой стране, до которой довёз олень Герду, жила финка?
5) С какой просьбой обратился олень к финке, чтобы помочь Герде?
6) Где, у какого места, олень оставил девочку?
- Откройте учебник на с.244, прочитайте историю седьмую «Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом»
2.  Ответить письменно на вопросы
1) В какую игру играл Кай?
2) Какое слово Кай складывал из льдин?  
3) Что пообещала Каю Снежная королева, если он сложит это слово?
4) Как Герда спасла Кая?
5) Кто ждал Герду и Кая возле куста с красными ягодами?
6) К кому заехали на обратном пути Кай и Герда?
7) Кто выехал из леса на великолепной лошади и с пистолетом за поясом?
8) Что случилось с лесным вороном?
9) Что читала бабушка?
3) Д/З: ответить письменно на вопросы

сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.

Урок 13.05.2020

Тема:  Победа добра над злом в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»
1.Вступление.
     Герда живет чувством! Она  любит Кая и отправляется на  его поиски. Вырваться из этого заколдованного круга помогает Каю самоотверженная, не думающая о себе любовь - бесценный дар, которым в высшей степени наделена девочка Герда. Этот дар заставляет людей и животных служить Герде на её пути в ледяное царство Снежной королевы. Любовь, верность, самоотверженность, высокая духовная сила Герды спасли Кая.
Гердой движет любовь,  когда она решается отправиться на поиски Кая.  Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он  причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.

2. Работа по учебнику:
Откройте учебник на стр. 235, прочитайте историю пятую
                     «Маленькая  разбойница»
3. Ответьте на вопросы:
1) Кто напал на карету с Гердой, когда она въехала в тёмный лес?
2) Кто заступился за Герду, когда старуха разбойница вытащила острый нож?
3) Кто жил в маленьком зверинце у девочки разбойницы?
4) Что рассказали Герде ночью лесные голуби?
5) Где родился и вырос северный олень?
6) Какую вещь оставила себе маленькая разбойница, отправляя Герду на поиски Кая?
7) Что из еды маленькая разбойница привязала оленю?
4. Д/з: ответить на вопросы письменно
Ответы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.

Урок 11.05.2020

Тема: Борьба добра и зла в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»
1.  Вступление
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока и всего дня.

2. Работа по учебнику
- Найдите историю четвёртую «Принц и принцесса»  (стр. 229-235), прочитайте её и ответьте на вопросы:
1) Кого встретила Герда на пути и рассказала ему всю свою историю?
2) Какую историю рассказал Ворон Герде?
3) Что принёс Ворон Герде, вернувшись от своей невесты,  ручной Вороны?
4) Кто провёл Герду во дворец к принцу и принцессе?
5) Что дали Принц и Принцесса  Герде, узнав, что она собирается искать Кая?
6) Чем вкусным была набита карета?
3.  Ответы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А. 

Урок 08.05.2020

Тема:   Сила любви в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева».
1. Вступление.
Маленькие дети – главные герои сказки «Снежная королева». Кай и Герда уже давно дружили. Они так привыкли друг к другу, что готовы были пойти на подвиг ради дружбы.
Так случилось, что проявлять всю силу своего характера пришлось Герде. Кай попал в плен к Снежной королеве не по собственной воле. Он не смог своими силами избавиться от кусочка льда, который превратил его в черствого мальчика. Герда же знала Кая доброжелательным, красивым и радушным. Она верила, что к Каю возвратятся его добродетели. Надо только немножечко ему помочь. 
2. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 224-229, прочитайте
История третья. Цветник женщины, умевшей колдовать
3. Ответьте на вопросы:
1) Кто не верил в смерть Кая?
2) Какого цвета башмачки надела Герда, собираясь на реку?
3) Почему лодка с девочкой отплыла от берега?
4) Кто помог Герде выбраться из лодки на берег?
5) Почему Герда забыла о Кае, находясь в гостях у старушки? 
6) Каких цветов Герда не нашла в цветнике у старушки?
7) Как Герда снова вспомнила о Кае?
8) Какое время года наступило, когда Герда убежала от старушки?
3. Ответы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.

Урок 06.05.2020

Тема:  Х.К. Андерсен. «Снежная  королева» Сюжет и герои сказки.

1. Биография Х.К. Андерсена.
- Откройте учебник на стр. 215-216, прочитайте статью.
Среди многих современных международных премий в области литературы одно из почетных мест занимает премия - медаль им. X. К. Андерсена, которая присуждается с 1956 года детским писателям 1 раз в 2 года.
Весь мир знает Андерсена, его удивительные сказки. А теперь начнем работу над одной из самых интересных сказок – «Снежная королева».

Сказка так называется, потому что главной героиней сказки является именно Снежная королева. Действие сказки начинается и заканчивается ею. Снежная королева разлучила Кая и Герду. И поэтому, девочка на протяжении всей сказки ищет своего горячо любимого друга.
2. -Откройте стр. 216,   прочитайте
         История первая,
 в которой говорится о зеркале и его осколках
- Откройте с.217- 224 , прочитайте
                    История вторая
            Мальчик и девочка

3. Ответьте на вопросы:

1. Что росло в ящиках у родителей?
2. Где дети нагревали медные монеты и прикладывали их к замёрзшим стёклам?
3. Как звали девочку и мальчика?
4. Что  такое псалом?
5. Что стало причиной того, что мальчик очень изменился?
6) О чём рассказал Кай Снежной королеве, когда она посадила его в свои сани?

Ответы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.

4. Д/З : нет 

Урок 29.04.2020

Тема:   «Робинзон Крузо»:  произведение о силе  человеческого духа»
I.  Вступление
– Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться сложной, казалось бы, безвыходной ситуации, но ему выстоять помогают нравственные качества характера.
– Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку?
( Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм)

II. Чтение последней  главы романа «Робинзон Крузо».
(устно)
1. Что больше восхитило вас в действиях героя?
2. Какими чертами характера обладал герой?
3. Как ведет себя Робинзон в первые дни пребывания на острове?
4. Вспомните, как Робинзон спасал уцелевшие в крушении вещи. Расскажите.
5. Что заставило человека выстроить для себя надежное убежище-дом?
6. Подумайте, что изменилось в характере Робинзона за время его испытаний?
7. Какие еще «робинзонады» вы знаете? (Ж. Верн. «Таинственный остров», В. Астафьев. «Васюткино озеро».)

III. Итог:  (устно)

1. Каким был герой в начале романа?
2. Изменился ли взгляд на жизнь героя книги в конце произведения?
3. Что повлияло на это? Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове в течение 28 лет?

Вывод:
– Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек. Сейчас у нас много трудностей. Ваши родители за труд получают не очень много денег, в мире царит много зла и несправедливости, но несмотря на это, мы должны с вами быть гуманными и милосердными друг к другу, заботиться друг о друге , помогать друг другу. Помните всегда, что Робинзон жил один (до появления Пятницы) на острове, ему некому было помочь, не с кем поговорить, поделиться горем или радостью, ему было тоже нелегко, и всё же, он не озлобился, остался добрым человеком и даже к врагам своим проявил милосердие. Нам нужно учиться этому у Робинзона.

IV. Домашнее задание: 
1) Дочитайте  произведение до конца,
2) Напишите сочинение на тему: «Если бы я попал на
необитаемый остров»

Сочинение сфотографировать и отправить  Копыловой Л.А.

Урок 27.04.2020

Тема:    Гимн человеку труда (по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо»)
1. Вступление.
Прочитайте  пословицы  :·         От труда здоровеют, а от лени болеют.·        В труде рождаются герои.·         Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.·        Глаза страшатся, а руки делают. 2. Выполните тест в тетради
 ТЕСТ:
1. Где родился Дефо:А) Париж, б) Бристоль, в) Дублин2. Кем хотел видеть своего сына отец Джеймс Фо?А) юристом, Б) священником, в) Торговцем3.Что привлекало юного Даниеля?А) торговля, Б) журналистика, В) учёба.4) Против чего выступал Д.Дефо?А) уничтожение животных, Б) несправедливых законов5)Сколько было лет Дефо, когда он написал свой роман *Робинзон Крузо*А) 45 лет, Б) 58 лет, В) 60 лет6) В каком году был написан роман?А) 1719 г., Б) 1802г., В) 1729 г.7) Кого называют Робинзонами?А) того, кто любит читать, Б) того, кто остается наедине природой, В) того, кто любит путешествовать8) Какой город упоминает Робинзон, путешествуя в Сибири?А) Верхнеудинск, Б) Тобольск, В)Лондон
 3.  Следующее испытание *Лови ошибку*:Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить..1.  Строительство корабля. (плота)2.  Долго плавал, пока не увидел лестницу (канат)3.  Робинзон 14 раз посещает корабль. (12 раз)4.  Нашёл три бритвы, около дюжины хороших вилок и ножей. (ножницы)5.  Выбросил все деньги, которые нашел на корабле (завернул деньги в парусину).6.  Построение жилища с дверью. (лестница)- Ребята, вспомните, какие предметы вывез Робинзон Крузо с корабля?
  4. Домашнее задание:- Прочитать следующую главу
 - Составить кроссворд из вещей и предметов, которые Робинзон переправил с корабля на остров.

Всю работу в тетради сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.

Урок 24.04.2020

Тема:  Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
1. Знакомство с биографией  Даниэля Дефо.
  Биография
Даниель Дефо – английский писатель, журналист, наиболее известный по роману «Робинзон Крузо». Родился в 1660 в Лондоне, район Криплгейт. Отец писателя был торговцем  по имени Джеймс Фо. Даниель тоже при рождении носил фамилию Фо, однако впоследствии взял псевдоним Дефо.  Он поступил в Ньюингтонскую академию, где изучал классическую литературу и иностранные языки.
По натуре Дефо был авантюристом и любителем приключений. Он часто путешествовал в Западную Европу по торговым делам, участвовал в политических кампаниях, хотя официальной должности не имел, а также был предпринимателем. По некоторым данным он однажды попал в плен к алжирским пиратам, но был вскоре освобожден. В 1684 году Дефо женился на девушке с богатым приданым по имени Мэри Таффли. Она родила ему восьмерых детей. Её приданое давало возможность безбедного существования. Однако в 1692 они были разорены из-за неосторожности Дефо. Он подписался под флотскими страховыми обязательствами, после которых так и не сумел оправиться.
Первое стихотворение писателя появилось в 1701 году – «Чистокровный англичанин».  В 1703 году он был обвинен в политических прегрешениях и был вынужден простоять у позорного столба, а также выплатить штраф. Тогда он выступил с разоблачительной речью, за что был отправлен в тюрьму. Вскоре он был освобожден. Прозой Дефо увлекся в 1719 году. Именно в этот период вышла в свет книга «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». А за ней последовали «Записки кавалера», «Удачи и несчастья Молль Флендерс», «Капитан Синглтон», «Морской торговый атлас» и другие известные произведения. Умер Даниель Дефо 24 апреля 1731 года в Лондоне.
2. Откройте учебник, прочитайте статью о Даниэле Дефо.

 В основу сюжета книги Дефо положена история шотландского матроса Александра Селькирка, который прожил на острове Масс-А-Тьерра (возле побережья Чили) в полном одиночестве 4 года и 4 месяца. Оказался на острове боцман по своему желанию: не мог найти общего языка с капитаном, да и судно, на котором они путешествовали, было слишком старым и ненадежным. Селькирк надеялся вернуться домой на одном из судов, которые заходили к островам за пресной водой. Так и произошло. Но только через 4 года и 4 месяца, которые моряку необходимо было прожить на безлюдном острове.
Как первобытные люди, он научился добывать огонь трением, а когда у него закончился порох, ловил руками диких коз.
Когда корабль «Дьюк» приблизился к острову, моряки увидели человека в звериных шкурах, который не мог выговорить ни одного слова... Но сразу вернуться Селькирку не судилось. Ему пришлось объехать вокруг света и вернуться домой капитаном парусника «Инкриз». Александр Селькирк - прототип Робинзона Крузо.
Прототип - это реально существующее лицо, которое служило автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа.
3. Прочитайте в учебнике одну главу из романа «Робинзон Крузо»

4. Д/З:  прочитайте одну главу из романа, придумайте  по ней и запишите в тетрадь 5 вопросов с ответами.

Ответы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.

Урок 22.04.2020

Тема:  Из зарубежной литературы.  Роберт Льюис Стивенсон  «Вересковый мёд»


  1) Вступление. 
Начиная с сегодняшнего урока, мы с вами будем изучать творчество зарубежных писателей, поэтому общая тема всех наших последующих уроков «Зарубежная литература».
И первый писатель, с которым мы с вами познакомимся – это Роберт Льюис Стивенсон.
2) Рассказ о Шотландии
Итак, Роберт Льюис Стивенсон родился в стране, которая называется Шотландия.
- Шотландия – совсем небольшая страна, которая входит в состав Великобритании и Северной Ирландии. Столица Шотландии – Эдинбург.
- Учёные полагают, что первые люди в Шотландии появились приблизительно 8 тысяч лет назад. Самыми большими племенами были Пикты и Скотты.
- Большую часть Шотландии занимают озёра. По берегам озёр вздымаются горы. Нижние склоны гор покрыты лесами.
Много в Шотландии и лугов, на которых растёт знаменитый шотландский вереск.
ВЕРЕСК – ударение на 1 слог
Вереска там очень много – целые вересковые заросли. Вереск растёт и у нас, но в Шотландии его особенно много.
Когда вереск цветёт, вокруг него вьются шмели и пчёлы. Из вереска получают мёд. Лечебные свойства мёда восхвалялись в легендах и песнях. Из верескового мёда пикты делали напиток. Пикты верили, что этот напиток делает людей молодыми и сильными. Секрет изготовления этого напитка знали только они, пикты. В Шотландии существует легенда, что когда на пиктов напали враги и потребовали рассказать секрет изготовления этого напитка, они предпочли умереть, но секрета не выдали.
Именно эта легенда и легла в основу баллады, которую написал Роберт  Льюис Стивенсон. Она так и называется «Вересковый мёд».(вересковый – ударение на 1 слог)
3) Рассказ о Роберте Льюисе Стивенсоне.
Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 году в столице Шотландии городе Эдинбурге.
Он был настоящим шотландцем. Ему были присущи такие черты характера, как мужество, сила воли, чувство собственного достоинства. Он был писателем и стать им мечтал с детства. Он написал много произведений, в том числе и для детей.
- Найдите в учебнике балладу «Вересковый мёл»
4) Прочитайте балладу «Вересковый мёд»  
5) Определение баллады
-  А что же такое баллада?
Баллада -  стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.
- Вспомните, кто перевёл балладу на русский язык?
- Самуил Яковлевич Маршак перевёл её  в 1942 году.
6)  Домашнее задание:  выучить  наизусть 12 строчек, записать на видео

Урок 20.04.2020

Тема: Ю.Ч. Ким «Рыба-кит»
1 . Постановка цели и задач урока.
Прочитайте  стихотворение-песню «Рыба-кит»:

На далеком севере
Бродит рыба-кит,
А за ней на сейнере
Ходят рыбаки.

Нет кита, нет кита,
Нет кита, не видно,
Вот беда, вот беда,
До чего обидно!

Как-то ночкой черною
Вышел капитан,
И в трубу подзорную
Ищет он кита:

"Нет кита, нет кита,
Нет кита, не видно,
Вот беда, вот беда,
До чего обидно!"

Как-то юнга Дудочкин
Бросил в море лот,
И на эту удочку
Клюнул кашалот.

Вот и кит - но что за вид:
Только ребра видно,
Фу, какой - худой такой!
До чего обидно!..

На далеком севере
Бродит рыба-кит,
А за ней на сейнере
Ходят рыбаки.

-Какое настроение у песни?
-Что позволило определить настроение песни?

2. Словарная работа.
- Все ли слова были вам знакомы?
Сейнер - это рыбопромысловое судно. Обычно однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части.
Юнга - мальчик на судне, готовящийся в матросы.
Кашалот - морское млекопитающее, крупнейшее из зубатых китов.
- Мог ли попасться на лот кит, если лот – это инструмент для измерения глубины воды,
- Мог ли вообще попасться кит на удочку?
-Кто главный герой произведения?
3. Составление  синквейна.
А теперь мы с вами составим синквейн (пятистрочная форма стихотворения).

Давайте для примера составим синквейн на тему: «Весна».

Весна.
Теплая, долгожданная.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
«Весною, когда земля оттает, люди тоже как будто становятся мягче».
Солнце.
М.Горький

А теперь самостоятельно составим синквейн на тему: «Юмор».
5.Конкурс «Самое веселое чтение». 
-Что в личности поэта Ю. Кима удивило вас?
- Что делает это стихотворение веселым и забавным?
 6. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, записать на видео, отправить Копыловой Л.А. 

Урок 17.04.2020

Тема:              Саша Чёрный.        «Игорь-Робинзон»

1. Вступление.
Александр Гликберг родился в многодетной семье, которая поселилась в небольшом городке Белая Церковь на Украине. Саша тяготился обывательской средой, обстановкой в семье, где он никогда не знал материнской ласки. Мальчик бежал из дому. Он пережил множество трудностей, стал нищим-попрошайкой и, не выдержав, вернулся домой. Но мать с отцом не приняли его. О судьбе мальчика написали в газете, и К.К.Роше, высокопоставленный чиновник из города Житомира, усыновил мальчика и стал для него настоящим отцом. Равнодушие и злоба родителей сменились добротой и вниманием приемного отца. До конца своей жизни Саша Черный будет в произведениях для взрослых остроумным и язвительным, а в произведениях для детей —нежным и добрым.
Саша Черный страдал от несовершенства мира и своими сатирами старался побудить людей измениться. Добрыми рассказами для детей он хотел поддержать доброту и радость жизни в растущем человеке. Он умер от сердечного приступа после того, как помогал тушить пожар у соседей. Он выбрал себе псевдоним Саша Черный (в противоположность одному из поэтов его времени, который взял себе псевдоним Андрей Белый), но люди вспоминают его со светлыми чувствами.


2.  Найдите в учебнике другой рассказ Саши Чёрного, который называется «Игорь-Робинзон».
Прочитайте его.
3. Ответьте на вопросы:
1) Куда уехал отец?
2) Кто ушли за покупками?
3) Почему не взяли Игоря с собой?
4) Куда и зачем пошёл Игорь?
5) Кем представлял себя Игорь в лодке?
6) Что случилось с Игорем в лодке?
7) Где оказался мальчик?
8) Кто обнаружил Игоря на острове?
9) Как зовут собаку?
10) Кому написал письмо Игорь?
11) Как зовут садовника?
12) Как отблагодарил Игорь собаку за спасение погибающего мальчика?

Д/З: ответы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.

Урок 15.04.2020

Тема: Писатели улыбаются. Саша Чёрный «Кавказский пленник»
1. Вступление.
- Здравствуйте, ребята!
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок!
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок.

- Обратите внимание на тему нашего урока: «Саша Черный «Кавказский пленник».
- Как вы думаете, о чем пойдет речь?
- Прежде чем перейти к изучению произведения, мы познакомимся с биографией Саши Черного.
- Открыли учебники на стр 172  (Работа со статьей учебника о жизни и творчестве Саши Черного).
- Перейдем к рассказу «Кавказский пленник». Мы уже знакомились с рассказом, имеющим такое же название. Кто его автор? (Л.Н. Толстой)

- Давайте вспомним имена персонажей? (Дина, Жилин, Костылин)
- А как закончилась история Жилина? (бежал из плена, продолжил службу).   - Мы с вами часто повторяем название жанра «рассказ», что для него  характерно? (небольшой объем, малое количество персонажей, один или несколько эпизодов из их жизни).

-  Находим рассказ «Кавказский пленник». Прочитайте его внимательно.

Мы не ожидали, что под таким серьезным названием скрывается такая история. Именно поэтому рассказ Саши Черного находится в разделе «Писатели улыбаются» нашего учебника.
Выходит, это шутка. Юмористический рассказ. А что такое юмор?
Юмор – это изображение героев в смешном виде.


Д/З: ответить на вопросы:
1) Какое время года изображено в рассказе?
2) В каком городе происходит действие?
3) Как зовут старшую сестру?
4) Как зовут младшую сестру? 
5) Какую книгу прочитали девочки?
6) Почему мамы не было дома?
7) Где был папа девочек?
8) В какую игру решили поиграть девочки?
9) Кому девочки предложили быть Жилиным, русским офицером?
10) Кто играл роль товарища Жилина?
11) Кому девочки отнесли записку, написанную за Тузика: «Я попался им в лапы. Пришлите пять тысяч монет. Любящий вас пленник»?
12) Что выпросили девочки у кухарки вместо лепёшек?
13) Где мама нашла своих дочек, вернувшись с Петербургской стороны?

 Д/З сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.

Урок 13.04.2020

Тема: Писатели и поэты о Родине, родной природе и о себе.

1.Вступительное слово:
-Каждому человеку дорога  его большая Родина – Россия, и тот край, где он родился и вырос. Нет для него красивее места, чем родная земля.

-- Какие пословицы о Родине вы знаете?
«Родная земля и в горсти мила»; «На чужой стороне и весна не красна»; «Родимая сторона – мать, чужая - мачеха»; «Глупа та птица, которой гнездо своё не мило»; «Родина – мать, умей за неё постоять»; «За родной край и жизнь отдай»; «Любовь к Родине сильнее смерти»; «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»; «Всякому мила своя сторона»; «Только тому почёт будет, кто Родину не на словах, а делом любит»;

2.Выразительное чтение стихов и их анализ
-Красива ли природа нашей  страны, русская природа?

 -Прочитайте стихотворение Н.М. Рубцова «Родная деревня».

а) Тема стихотворения (Отношение к тому месту, где ты родился и вырос).
б) Идея (Сравнение с благополучием столицы и заграницы вернет человека к родным местам).

3.Найдите и  выразительно прочитайте стихотворение Дона-Аминадо «Города и годы».

Дон-Аминадо — псевдоним Аминада Петровича Шполянского, русского поэта, который с 1920г находился в эмиграции. Он много путешествовал, его жизнь была яркой насыщенной впечатлениями. Дон-Аминадо пишет о том, что помнит запахи разных городов, но не может вспомнить запах русского снега. Какие чувства передал автор в строках своего стихотворения?
- Почему же русские поэты 20 века посвящали свои произведения Родине? (после революции 1917 года и гражданской войны, последовавшей за ней, власти стали активно вмешиваться в дела искусства, был провозглашен запрет на свободу слова и печати. Все это привело к массовой эмиграции в зарубежные страны. Эти события послужили возникновению произведений о Родине и родной природе)

-Каким настроением проникнуты стихотворения поэтов о Родине?
-Почему им так «трудно без России»?


4. Вчера 12 апреля был праздник – День космонавтики.
- Кто  в мире был первым космонавтом? Юрий Гагарин любил свою страну, был патриотом  нашей Родины.
- Возьмите учебник русского языка, найдите упр. 571. Прочитайте текст.
5. Домашнее задание:  
Найдите ответы на вопросы:
1) Назовите число, месяц, год, когда Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос.
2) Напишите название космического корабля, на котором летал Гагарин.
3) Сколько времени длился полёт  Гагарина?
4) Найдите стихи о Гагарине, запишите в тетрадь 4 строчки.


Д/З сфотографировать и отправить Копыловой Л,А.

Урок 10.04.2020

Тема: Писатели и поэты о Родине, родной природе и о себе.

1. Беседа
- Ребята,  что такое Родина?
- Сегодня мы с вами обратимся к творчеству А. Прокофьева и  Д. Кедрина  и увидим, как в их творчестве отражается тема Родины и родной природы.

2. Работа с учебником.
-  Найдите  картину  В.М. Васнецова «Алёнушка»                                                           -  Перед вами  репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова.  
- Героиня какой сказки изображена на картине?
- О чем думает Алёнушка?

- Если В.М. Васнецов написал картину «Алёнушка», то Дмитрий Борисович Кедрин – поэт, который в начале ВОВ добровольцем ушёл на фронт и там стал корреспондентом авиационной газеты «Сокол Родины». Он написал стихотворение «Алёнушка».

- При прочтении стихотворения «Алёнушка» вам встретятся такие слова:

Стойбище – это становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.
Вотчина – это наследственное земельное владение на Руси.
Лихая сила – это разбойники.
Нетленная краса – это вечная красота, которая не истлевает, не умирает.
Околица – это изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес.
Ножичек сапожный – это большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.
- Прочитайте  стихотворение Кедрина «Алёнушка».
- Почему Родину Кедрин сравнивает с царевной Несмеяной? (устно)
- В каких строчках выражается чувство по отношению к Родине?  (устно)

3. Следующий современный поэт, который не остался безразличным  к судьбе своей Родине, к родной земле Александр Андреевич Прокофьев. Любовь поэта к Родине осознавалась и как сыновий долг перед нею.
Поэзия Александра Прокофьева –  любовь к жизни, земной радости, завоеванной в мужественной борьбе. Он читал солдатам стихи на передовой.
- Прочитайте  стихотворение Александра Андреевича Прокофьева «Алёнушка».
4.  Итог:   Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по-разному выразили своё впечатление от картины Васнецова «Алёнушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.
5. Любовь к Родине, к родной земле проявляли наши односельчане  во время Великой Отечественной войны.  Сегодня, 10 апреля  - день рождения нашего земляка Николая Васильевича Архангельского. Вспомните его биографию и ответьте на вопросы.

     

7. Домашнее задание: ответить письменно на вопросы:
1) Где и когда родился  Николай Васильевич Архангельский?
2)  Сколько боевых вылетов совершил Архангельский?
3) В каком году Н.В. Архангельский был удостоен звания Герой Советского Союза?

4) Когда  Николай Архангельский совершил свой последний подвиг?  

5) Где  похоронен Н.В. Архангельский?

Ответы сфотографировать и отправить Копыловой Л.А. 

 Урок 08.04.2020

Тема: Поэты о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»
1. Биография К.М. Симонова
Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Его мать, урождённая княгиня Александра Оболенская, принадлежала к небогатой, хотя и одной из самых старинных аристократических семей. Когда Константину исполнилось 4 года в 1919 году, они с мамой переехали в Рязань. После смерти мужа она выходит замуж за Александра Григорьевича Иванищева, который и стал заниматься воспитанием мальчика. Александр Григорьевич преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. В Рязани Симонов учился в школе № 2 имени Крупской на рязанской улице Революции.
Ещё одним городом детства и юности Симонова был Саратов. С теплотой он вспоминает о годах, проведённых в этом городе: «Саратов – город моей юности. Любил его и люблю». Здесь Симоновы-Иванищевы прожили с 1927 по 1931 годы. Здесь началась его самостоятельная жизнь. Он поступает в фабрично-заводское училище (ФЗУ), работает токарем по металлу. Отчим считал, что в шестнадцать лет юноша уже может принимать самостоятельные решения. Да и материальное положение семьи было не совсем благополучным.
После Саратова семья переезжает в 1931 году в Москву. Константин Симонов устраивается рабочим. Ему нужно было наработать трудовой стаж, поэтому он продолжает работать ещё два года после того, как в 1936 году поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького, который успешно заканчивает в 1938-м году. Будучи студентом, он публикует в газетах и журналах свои статьи и становится известным поэтом.
В 1939 году начинается война против японских захватчиков. Симонов не раздумывая едет в район боевых действий. Здесь он становится сотрудником армейской газеты. До отъезда на фронт он окончательно меняет имя и вместо родного Кирилл берёт псевдоним Константин. Причина замены имени простая – не мог выговорить звуки «р» и «л». Произносить собственное имя ему было трудно. Псевдоним становится литературным именем, и вскоре поэт Константин Симонов приобретает всесоюзную популярность. С началом Великой Отечественной войны Симонов призван на фронт. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии. Во время войны Константин Михайлович постоянно писал. В основном публиковался в газете «Красная звезда».
Ушёл из жизни Константин Симонов 28 августа 1979 года в Москве.
2. Чтение стихотворения «Майор привёз мальчишку на лафете…» по учебнику.

3. Работа над стихотворением.
Автор рассказывает нам о встрече с мальчиком, которого везли из Бреста. Город-герой Брест. Именно он 22 июня 1941 года подвергся бомбардировке фашистских захватчиков. В это время находилось в Брестской крепости более 7 тысяч военнослужащих и членов их семей. Фашисты рассчитывали уничтожить крепость за несколько часов, но защитники крепости сумели продержаться месяц. Брестская крепость стала символом мужества, героической стойкости и доблести времён Великой Отечественной войны. В 1965 году крепость получила почётное и заслуженное звание «Крепость-герой».
Вы знаете о маленьких героях войны, о сынах полка, о маленьких тружениках тыла.
В первой части стихотворения поэт рассказывает нам о том, как из оккупированной Брестской крепости отец вывозит мальчика в тыл. Во время войны такие случаи были не редки, но мы видим, что ребёнок седой. Даже трудно представить, что пришлось пережить мальчику.
Майор привёз мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Во второй части стихотворения мы видим чувства поэта, который переживает увиденную картину. Он обращается мыслями к жене, которая просит его вернуться домой.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть ещё другие,
Что я там был и мне пора домой…
Образ мальчика собирательный. Он символизирует всех детей военного времени. Поэт говорит, что мальчишка обязательно вернётся в Брест, как только его освободят.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
И далее он говорит:
За всё, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
Финал стихотворения звучит как призыв, как надежда, как вера.
Если война затянется, то долг сына – вместо отца защищать родную землю от врагов.
Но если нет, когда наступит дата
Ему, как мне, идти в такие дни
Вслед за отцом, по праву, как солдата,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.
Военная лирика о детях пронизывала души и сердца всем, кто воевал, особенно тем из них, у кого были дети.
Сила поэзии Симонова военных лет заключается в сострадании, в его отношении к горю, постигшему советский народ. Поэт переживает все испытания, выпавшие на долю людей в дни войны, как личные, это и позволяет ему создать стихи, получившие всенародное признание. Ни минуты Симонов не сомневался в победе, это ему помогало убеждать советских людей, защитников Родины, которые верили каждому его слову. «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, – поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков», – писал поэт.
Д/З: письменно ответить на вопросы:
1. Кто воспитывал мальчика после смерти отца? 2. Как звали мать поэта? 3. Какие города являются городами детства и юности для поэта? 4. В каком году семья переехала в Москву? 5. Назовите настоящее имя поэта. 6. Почему поэт поменял своё имя? 7. Кем был на войне К. М. Симонов? 8.Когда и где умер К. Симонов?
Ответы написать в тетради, сфотографировать и отправить Копыловой Л.А.

Урок 06.04.2020

Тема: Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

 1. Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного поэта Александра Твардовского, который жил в середине 20 века.
    Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 г., в деревне Загорье, Смоленской губернии, в семье крестьянина-кузнеца. До 1928 г. жил в деревне, учился в школе, работал в кузнице, был секретарем сельской комсомольской ячейки.
С 1924 г. стал печатать заметки и стихи в смоленских газетах. С 1928 г. жил в Смоленске, учился в педагогическом институте, сотрудничал в местных газетах и журналах. Он был участником самой страшной войны в истории человечества.  
 - Почему война с  фашистами, которую вел Советский Союз в 1941—1945 гг., называется Великой Отечественной войной?
2. Чтение в учебнике статьи о жизни и творчестве А. Т. Твардовского.
3.  Чтение стихотворения «Рассказ танкиста».
4. Беседа по стихотворению.
 - О каком событии рассказывается в стихотворении? (Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.)
- Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?
(Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только  рубаху пузырем.)
- Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой? (Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.)
  - После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку. (Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.)
 - Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?
(Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.).
 - О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?
(Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.)
 - Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему?
(Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.)
 - Жанр стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» – баллада.                             Слово учителя:  Великая Отечественная война – это самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие дети. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей.  Очень много вытерпел советский народ в эти четыре года. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры.  Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом.
 - Для чего людям знать эту историю? (Для того, чтобы помнили и не забывали).
5. Итог урока:
-Кому рассказал танкист эту историю о мальчике? (поэту)
-И поэт Твардовский пронес её через годы и поведал нам.
-Для чего? (Для того чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной войны.)
Вот как об этом сказал Роберт Рождественский:
Люди! Покуда сердца стучатся, помните,
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
6. Д/з: приготовить выразительное чтение стихотворения, выучить наизусть 8 строчек .

Урок 18.03.2020

Тема: В.П. Астафьев  «Васюткино озеро».  Человек и природа в рассказе.
1. Рассказ о писателе.
         Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился 1 сентября 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка на берегу Енисея. К самому берегу подступает вековая тайга.
      Мальчику было 7 лет, когда утонула его мать - Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено его одинокое сиротское детство. Довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет.
За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.
     Из родных мест ушёл добровольцем в 1942 году на фронт, сражался, дважды был ранен, контужен. Награждён орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий», где и началась его литературная деятельность. Всего он создал 373 произведения, писал о войне,о природе, о своих земляках. До самого последнего дня продолжал писать.
      В родной Овсянке он поставил себе дом напротив бабушкиного. В доме горница, небольшой кабинет, небольшой огород. Человеку городскому такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, как этот человек был скромен, несмотря на его известность не только у нас в стране, но и за рубежом.
Его малая родина была самым дорогим для него местом: «Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь - леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».
     К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.
     В Овсянке сегодня существует мемориальный комплекс В.П. Астафьева. Благодаря его усилиям в Красноярске создан литературный музей. В Красноярске же В.П. Астафьеву поставлен памятник
. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей- «Васюткино озеро». Рассказ написан в 1956 году. Сейчас мы познакомимся с историей его создания по учебнику - стр.119.

2 .Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро».
Слово учителя.
Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле. Воспоминания о детстве дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.

3. Чтение 1 части рассказа.
4. Словарная работа.
Встретились ли вам в рассказе непонятные слова?
Объясните значение некоторых слов, которые встретились в рассказе:
фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);
бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;
паромы, перемёты – ловушки для рыб
паромы – спаренные сети,
перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)
патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;
обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;
коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;
затесь – зарубки на стволах деревьев;
бурелом – деревья, поваленные бурей;
валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
тягун – подводное течение.

5.Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Аналитическое чтение. Беседа.
Тема нашего сегодняшнего и следующего урока – «Человек и природа в рассказе».
Проследим, как она раскрывается в тексте.
-Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно?
-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?
(Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».
-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? ( Знакома, не раз бывал, следил за затесями)
-Почему Васютка разговаривал в тайге вслух?
Работа в группах
1 ряд ( Вова Шаврин) . Подготовить сообщение о том, как главный герой провел 1 день в тайге, опираясь на вопросы:
- С какой птицей встретился?
-Что узнали о повадках этой птицы?
( Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)
-Какую пользу приносит эта птица?
(Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)
-Почему Васютка не стал в неё стрелять?
-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?
-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел?
-Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитайте.
( стр. 124 – «Мальчик стоял неподвижно…»)
-Что сделал Васютка дальше?
-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)
-В какой момент Васютка понял, что заблудился?
(«Где же затеси?» )
- Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?
- А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину.
«Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто».
-О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?
(Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.)
-Страшно ли было Васютке? Почему?
(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)
- Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл.
(Тайга наша кормилица, хлипких не любит)
- Расскажите, как Васютка провёл первую ночь в тайге.
- Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)
- Как мальчик приготовил себе еду?
- В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?
-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)
- О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?
- Какие черты характера обнаружились в мальчике?

2 ряд (Кристина Ветлугина) . Подготовить сообщение о том, как герой провел 2 день в тайге, опираясь на вопросы:
-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой?
-На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).
-Мы много говорили о поведении мальчика в тайге. Автор неоднократно описывает тайгу. Как называется словесное описание природы в художественном произведении?
-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? Какую роль играет здесь пейзаж?
- Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?
-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?

3 ряд (Выжлаков Матвей). Подготовить сообщение о том, как герой провел 3 день в тайге, опираясь на вопросы:
-Чем отличалась 3-я ночь?
-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных?
-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.
- В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”).
- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)
-Кому благодарен Васютка за своё спасение?
-Почему называет реку Енисеюшко?
- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?
- Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

Обобщение:
- Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?
-Чему можно поучиться у Васютки?
-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?
-Как человек должен относиться к природе?


6.Интересен и богат язык произведения.
Запишите в тетрадь
1) Эпитеты:
 (лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;
(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;
(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;
(туман) молочный, клейкий, неподвижный;
(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;
(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая
2) Встречаются в рассказе сравнения:
“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;
“густая, как смоль, темень начала редеть”;
“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;
“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;
“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”
“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;
“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;
“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”
“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”

7. Обобщение.
Составить синквейн по образу главного героя, записать в тетрадь.
Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

8. Домашнее задание. Дочитать рассказ до конца, подготовиться к контрольной работе по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».



20.03.2020


Тема урока: Становление характера Васютки (по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»)

1. Викторина «Кто самый внимательный читатель?» (ответы написать в тетради)
1) Почему стала плохо ловиться рыба?
2)На какой реке происходили события?
3) Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?
4) Чем снабжал Васютка рыбаков?
5) Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?
6) Что такое затесь?
7) Какую птицу первой увидел мальчик?
8) Стрелял ли в нее Васютка?
9) Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?
10) Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?
11) Когда Васютка понял, что заблудился?
12) О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?
13) Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух?
14) По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?
15) За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра?
16) Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?
17) Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?
18) Как Васютка выбрался к реке?
19) В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?

2.  Мотивация учебной деятельности учащихся
-Почему наши сверстники по-разному ведут себя в экстремальной ситуации?
-Какую важную проблему ставит перед нами В.П. Астафьев?
3. Работа по тексту. Черты характера героя. Его поведение в лесу.
1 ряд (Вова Шаврин и другие)   Анализ эпизода «1день» («Вдруг он спохватился: где же затеси?...........Чтобы окончательно успокоиться, он отламывает отростки от корневища и несет их к костру.»)
Задание
Проследите за внутренним состоянием героя, его переживаниями в данном эпизоде.
- Какие черты характера героя раскрываются в этом эпизоде?
- Как удалось автору передать его эмоциональное состояние?

Примерные ответы:
Ужас происходящего автор подчеркивает описанием природы. Страшно герою, и лес замолкает, становится чужим.
Васютка вспоминает то, о чем слышал от отца, деда, рыбаков. Пытается взять себя в руки. Монологи вслух - попытка не отчаяться. Муха, бьющаяся в паутине – это сам Васютка. Отчаяние. И… «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» Сумел успокоиться. Начинает готовиться к ночлегу. Костер. Ужин. Хозяйственность. Храбрость.

 2 ряд (Кристина Ветлугина и другие)  Анализ эпизода «2 день» («Коротка августовская ночь в Заполярье………От орехов уже болел язык, но он решил: пока хватит терпения, не трогать хлеб»)
Задание
- Как вы думаете, почему автору понадобилось так подробно описывать тайгу?
- Какое решение принимает Васютка?
-Какие черты характера героя раскрываются в этом эпизоде?

Примерные ответы:
Автор так описывает тайгу, чтобы показать её могущество перед человеком, её равнодушие. Человек кажется песчинкой среди огромного леса. Васютка испытывает всё нарастающее одиночество, отчаяние, Но берет себя в руки. Понимает, что нужно двигаться вперед. Жизнелюбие. Рассудительность. Умение принимать решение. Знание законов природы. Наблюдательность. Сила характера (не ест хлеб)

 3 ряд ( Матвей Выжлаков и другие) Анализ эпизода «Ночлег и утро 3 дня» («Опускался вечер…….Вон, с чего-то тошнит…)
Задание
-Сравните лесное и озёрное житьё Васютки. Что ему больше нравилось и почему?
-О чём думал мальчик во вторую ночь? Почему он вспоминает всё это?
-Какие черты характера героя раскрываются в этом эпизоде?

Примерные ответы:
Озерное житье больше нравилось Васютке, так как темная тайга его пугала.
Рассудительность, знание природы, сдержанность (увидел здоровенького глухаря, но не стал больше гнаться за ним)
Бережное отношение к природе помогает герою использовать её богатства себе во благо (пища, кров, тепло)
Знание законов природы помогает человеку выжить

Все:    Анализ эпизода « Два ночлега и спасение» («Пошел дождь……..Заблудился я-а, совсем заблудился-а…»
Задание
-Какие новые испытания выпадают на долю героя?
-Как он добивается своего спасения?
-Какие качества героя помогли ему выжить?

Примерные ответы:
Портится погода: поднимается ветер, начинается дождь. Доедает остатки хлеба. Голод. Начинает тошнить. Не было сил даже развести костёр. Силы на исходе. Но стойкость и решимость не позволяют остановиться. Мужество. Находчивость. Мальчик разжёг костёр, догадался, что у костра его скорей заметят. Затем вспомнил про ружьё, начал палить. Всё это говорит о его стойкости, желании во что бы то ни стало спастись.

Итог урока:
-Какой вывод мы можем сделать, проанализировав характер главного героя?
-Можем ли мы сказать, что выбор Васютки определил его судьбу?

Домашнее задание:   сформулировать советы тем, кто заблудился в лесу, и написать памятку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий